По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.96:378.172 DOI:10.33920/med-08-2110-06

Влияние самоизоляции на уровень физической активности и самочувствие студентов разных специальностей в период пандемии COVID-19

Земляной Дмитрий Алексеевич канд. мед. наук, доцент кафедры общей гигиены, ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России, 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2, e-mail: zemlianoj@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4716-809X
Потапова Елена Александровна канд. псих. наук, старший преподаватель кафедры психосоматики и психотерапии, ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России, 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2, e-mail: potapova.doc@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-1475-5503
Королев Игорь Юрьевич старший преподаватель кафедры физической культуры, СПбГЭУ, 191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 21, e-mail: igorkorolev@list.ru, https://orcid.org/0000-0001-6873-018X
Александрович Ирина Валерьевна канд. мед. наук, доцент кафедры педиатрии и неонатологии, ФГБОУ ВО СЗГМУ Минздрава России, 191015, г. Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 41, e-mail: iralexzz15@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-1110-9848

Коронавирусная пандемия внесла значительные коррективы в образовательный процесс, в том числе и систему высшего образования. Цель исследования: изучить особенности режима дня, двигательной активности и питания, оценить психоэмоциональные показатели, в том числе уровень депрессии, тревоги у студентов младших курсов обучения разных специальностей в период дистанционного обучения. Материалы и методы: в опросе участвовали 133 респондента (84,6 % женского пола, 15,4 % мужского пола) в возрасте от 17 до 22 лет (M = 18,89; SD = 1,52). Данные были собраны дистанционным образом в период с ноября по декабрь 2020 г. Использовались методики: авторская анкета, направленная на изучение режимных моментов, особенностей питания и физической активности студентов, а также оценку учебной нагрузки, опросник «Самочувствие, активность, настроение», шкала депрессии Бека (Beck Depression Inventory), шкала тревоги Спилбергера — Ханина (STAI). Полученные результаты показали, что в рамках дистанционной формы обучения в условиях самоизоляции выявлены такие отклонения от рекомендуемых гигиенических параметров у обучающихся младших курсов, как несбалансированность рациона питания, сниженный уровень физической активности, увеличение учебного времени и депривация сна. Заключение: выявлена тесная взаимосвязь между физическим и эмоциональным состояниями учащейся молодежи. При этом именно характер физической активности является параметром, объединяющим физическое и эмоциональное благополучие студентов. Несформированность психогигиенических установок среди учащейся молодежи актуализирует меры, направленные на более четкую координацию учебного процесса, активизацию кураторской поддержки студентов, а также выработку и донесение до студентов рекомендаций по организации режимных моментов в период дистанционного обучения.

Литература:

1. Груздев И. А., Камальдинова Л. Р., Калинин Р. Г. Результаты опроса студентов российских вузов, осуществляющих переход на дистанционный формат обучения. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии. Современная аналитика образования. 2020; 6 (36): 62–67.

2. Штыхно Д. А., Константинова Л. В., Гагиев Н. Н. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски. Открытое образование. 2020; 5: 72–81.

3. Иванов Д. О., Александрович Ю. С., Орел В. И., Эсауленко Е. В., Новак К. Е., Дитковская Л. В., Басина В. В. Пандемия коронавирусной инфекции: вызов высшему медицинскому образованию и реагирование. Педиатр. 2020; 11 (3): 5–12. DOI: 10.17816/PED1135–12.

4. Давыдова Т. Е. Специфика организации образовательного процесса в университете в нестандартных условиях. Организатор производства. 2020; 2: 97–107. DOI: 10.25987/VSTU.2020.92.97.009.

5. Mian A., Khan S. Medical education during pandemics: a UK perspective. BMC. Med 18, 100 (2020). DOI: 10.1186/s12916-020-01577-y.

6. Theoret C., Ming X. Our education, our concerns: The impact on medical student education of COVID-19. Med. Educ. 2020 Jul; 54 (7): 591–592. DOI: 10.1111/medu.14181.

7. Mospan N., Slipchuk V. COVID-19 Impact on Medical Education: Evidence of International Students. Universal Journal of Educational Research. 2020; 8 (12B): 8393–8401. DOI: 10.13189/ujer.2020.082645.

8. Brooks S. K., Webster R. K., Smith L. E., Woodland L., Wessely S., Greenberg N., Rubin G. J. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence. The Lancet. 2020; 395: 912–920. DOI: 10.1016/S0140–6736 (20) 30460–8.

9. Дейкова Т. Н., Мишина Е. Г. Влияние самоизоляции в условиях пандемии COVID-19 на двигательную активность студентов специальной медицинской группы. Международный научно-исследовательский журнал. 2021; 1 (103/4): 127–130. DOI: 10.23670/IRJ.2021.103.1.112.

10. Криворотов С. К. Влияние дистанционного обучения на физическую активность студентов в период пандемии 2020 года. Казанский педагогический журнал. 2020; 4 (141): 173–177. DOI: 10.34772/ KPJ.2020.141.4.024.

11. Милько М. М., Гуремина Н. В. Исследование физической активности студентов в условиях дистанционного обучения и самоизоляции. Современные наукоемкие технологии. 2020; 5: 195–200. DOI: 10.17513/snt.38056.

12. Al-Azzam N., Elsalem L., Gombedza F. A cross-sectional study to determine factors affecting dental and medical students’ preference for virtual learning during the COVID-19 outbreak. Heliyon. 2020; Dec; 6 (12): e05704. DOI: 10.1016/j.heliyon.2020.e05704.

13. Дефицит общения и рост учебной нагрузки — следствия перехода студентов на удаленку. — URL: https://raex-a.ru/releases/2020/05June (дата обращения: 25.05.2021).

14. Земляной Д. А., Потапова Е. А. Влияние дистанционных технологий на образ жизни и здоровье обучающихся в медицинском вузе. Медицина и организация здравоохранения. 2021; 6 (1): 35–42.

15. Доскин В. А., Лаврентьева Н. А., Мирошников М. П., Шарай В. Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния. Вопросы психологии. 1973; 6: 141–145.

16. Beck A. T., Ward C. H., Mendelson M., Mock J., Erbaugh J. An inventory for measuring depression. Arch. Gen. Psychiatry. 1961; 4 (6): 561–571.

17. Елшанский С. П., Ануфриев А. Ф., Камалетдинова З. Ф., Сапарин О. Е., Семенов Д. В. Ретестовая надежность шкалы депрессии А. Бека. Всероссийская научно-практическая междисциплинарная конференция с международным участием «Реабилитация и профилактика — 2015» (в медицине и психологии). Москва; 2015: 76–77.

18. Ханин Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера. Ленинград: ЛНИ-ИТЕК. 1976, 40 с.

19. Реброва О. Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ Statistica. Москва: МедиаСфера. 2006, 312 с.

1. Gruzdev I. A., Kamal’dinova L. R., Kalinin R. G. The results of a survey of students of Russian universities who are transitioning to a distance learning format. Sovremennaya analitika obrazovaniya (Modern education analytics). 2020; 6 (36): 62–67. (in Russian)

2. Shtykhno D. A., Konstantinova L. V., Gagiev N. N. Transition of Universities to Distance Mode During the Pandemic: Problems and Possible Risks. Otkrytoe obrazovanie (Open education). 2020; 5: 72–81. (in Russian)

3. Ivanov D. O., Aleksandrovich Yu. S., Orel V. I., Esaulenko E. V., Novak K. E., Ditkovskaya L. V., Basina V. V. Coronavirus pandemic: challenge to higher medical education and response. Pediatr (Pediatrician). 2020; 11 (3): 5–12. DOI: 10.17816/PED1135–12. (in Russian)

4. Davydova T. E. Specificity of organization of the educational process at the university in non-standard conditions. Organizator proizvodstva (Production organizer). 2020; 28 (2): 97–107. DOI: 10.25987/ VSTU.2020.92.97.009. (in Russian)

5. Mian A., Khan S. Medical education during pandemics: a UK perspective. BMC. Med 18, 100 (2020). DOI: 10.1186/s12916-020-01577-y.

6. Theoret C., Ming X. Our education, our concerns: The impact on medical student education of COVID-19. Med. Educ. 2020 Jul; 54 (7): 591–592. DOI: 10.1111/medu.14181.

7. Mospan N., Slipchuk V. COVID-19 Impact on Medical Education: Evidence of International Students. Universal Journal of Educational Research. 2020; 8 (12B): 8393–8401. DOI: 10.13189/ujer.2020.082645.

8. Brooks S. K., Webster R. K., Smith L. E., Woodland L., Wessely S., Greenberg N., Rubin G. J. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence. The Lancet. 2020; 395: 912–920. DOI: 10.1016/S0140–6736 (20) 30460–8.

9. Deikova T. N., Mishina E. G. The impact of self-isolation on the motor activity of students of a special medical group in the context of the COVID-19 pandemic. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel’skii zhurnal (International research journal). 2021; 1 (103/4): 127–130. DOI: 10.23670/IRJ.2021.103.1.112. (in Russian)

10. Krivorotov S. K. Impact of distance learning on student physical activity during the 2020 pandemic. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal (Kazan pedagogical journal). 2020; 4 (141): 173–177. DOI: 10.34772/ KPJ.2020.141.4.024. (in Russian)

11. Mil’ko M. M., Guremina N. V. Students physical activity investigation in conditions of distance learning and self-isolation. Sovremennye naukoemkie tekhnologii (Modern high technologies). 2020; 5: 195–200. DOI: 10.17513/snt.38056. (in Russian)

12. Al-Azzam N., Elsalem L., Gombedza F. A cross-sectional study to determine factors affecting dental and medical students’ preference for virtual learning during the COVID-19 outbreak. Heliyon. 2020; Dec; 6 (12):e05704. DOI: 10.1016/j.heliyon.2020.e05704.

13. Defitsit obshcheniya i rost uchebnoi nagruzki — sledstviya perekhoda studentov na udalenku. URL: https://raex-a.ru/releases/2020/05June (accessed 25 May 2021). (in Russian)

14. Zemlyanoi D. A., Potapova E. A. The impact of distance learning technologies on the lifestyle and health of students at a medical university. Meditsina i organizatsiya zdravookhraneniya (Medicine and health care organization). 2021; 6 (1): 35–42. (in Russian)

15. Doskin V. A., Lavrent’eva N. A., Miroshnikov M. P., Sharai V. B. Test of diff erentiated self-assessment of the functional state. Voprosy psikhologii (Questions of psychology). 1973; 6: 141–145. (in Russian)

16. Beck A. T., Ward C. H., Mendelson M., Mock J., Erbaugh J. An inventory for measuring depression. Arch. Gen. Psychiatry. 1961; 4 (6): 561–571.

17. Elshanskii S. P., Anufriev A. F., Kamaletdinova Z. F., Saparin O. E., Semenov D. V. Retest reliability of the A. Beck depression scale. All-Russian scientific and practical interdisciplinary conference with international participation «Rehabilitation and Prevention-2015» [Vserossiiskaya nauchno-prakticheskaya mezhdistsiplinarnaya konferentsiya s mezhdunarodnym uchastiem «Reabilitatsiya i profi laktika — 2015»]. Moscow; 2015: 76–77. (in Russian)

18. Khanin Yu. L. A brief guide to the use of the C. D. Spielberger scale of reactive and personal anxiety. Leningrad: LNI–ITEK. 1976. (in Russian)

19. Rebrova O. Yu. Statistical analysis of medical data. Application of the Statistica application software package. Moscow: MediaSfera. 2006. (in Russian)

Угрожающая эпидемическая ситуация в связи с коронавирусной инфекцией COVID-19 к марту 2020 г. определила необходимость осуществления целого ряда санитарных мероприятий для ограничения распространения этого заболевания. Учитывая многочисленность и мобильность обучающихся в структуре среднего и высшего образования и необходимость соблюдения условий самоизоляции для всех участников педагогического процесса, обучение стало возможным только с применением исключительно дистанционных образовательных технологий. Такое изменение формата обучения явилось одним из значимых противоэпидемических мероприятий, обеспечив сохранение образовательного процесса как в весеннем семестре 2019–2020 и в осеннем семестре 2020–2021 учебного года [1–3]. Для реализации дистанционного обучения образовательные организации среднего и высшего образования успешно освоили и внедрили цифровые платформы, в том числе Zoom, Google Classroom, Webinar, Discord, СДО Moodle [3]. Многие из этих решений имеют целый ряд преимуществ, в том числе обеспечивают свободный доступ к полнотекстовым архивам учебных и методических пособий, лекциям, презентациям, методическим рекомендациям, что позволяет организовать учебный процесс в максимально комфортных условиях [4–6]. При этом столь стремительный переход системы образования в дистанционный режим обнажил и ряд проблем: сложности организации обучения в домашних условиях из-за технических аспектов [7], негативное влияние вынужденной изоляции на физическое и психоэмоциональное состояние человека [8–12], сложности резкого перехода на новый формат обучения для учащейся молодежи [4, 13].

Проведенное ранее исследование образа жизни и режима дня студентов 1–6 курсов медицинских вузов показало, что для большинства учащихся характерны выраженные отклонения от рекомендуемых параметров в организации жизнедеятельности: продолжительность сна, характер питания, физическая активность, выраженность учебной нагрузки, наличие вредных привычек. При этом студенты младших курсов в условиях дистанционного обучения посвящают учебному процессу большее количество времени, что в сочетании с депривацией сна и отсутствием потребного уровня физической активности может приводить к ухудшению самочувствия учащихся [14].

Для Цитирования:
Земляной Дмитрий Алексеевич, Потапова Елена Александровна, Королев Игорь Юрьевич, Александрович Ирина Валерьевна, Влияние самоизоляции на уровень физической активности и самочувствие студентов разных специальностей в период пандемии COVID-19. Санитарный врач. 2021;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: