Угрожающая эпидемическая ситуация в связи с коронавирусной инфекцией COVID-19 к марту 2020 г. определила необходимость осуществления целого ряда санитарных мероприятий для ограничения распространения этого заболевания. Учитывая многочисленность и мобильность обучающихся в структуре среднего и высшего образования и необходимость соблюдения условий самоизоляции для всех участников педагогического процесса, обучение стало возможным только с применением исключительно дистанционных образовательных технологий. Такое изменение формата обучения явилось одним из значимых противоэпидемических мероприятий, обеспечив сохранение образовательного процесса как в весеннем семестре 2019–2020 и в осеннем семестре 2020–2021 учебного года [1–3]. Для реализации дистанционного обучения образовательные организации среднего и высшего образования успешно освоили и внедрили цифровые платформы, в том числе Zoom, Google Classroom, Webinar, Discord, СДО Moodle [3]. Многие из этих решений имеют целый ряд преимуществ, в том числе обеспечивают свободный доступ к полнотекстовым архивам учебных и методических пособий, лекциям, презентациям, методическим рекомендациям, что позволяет организовать учебный процесс в максимально комфортных условиях [4–6]. При этом столь стремительный переход системы образования в дистанционный режим обнажил и ряд проблем: сложности организации обучения в домашних условиях из-за технических аспектов [7], негативное влияние вынужденной изоляции на физическое и психоэмоциональное состояние человека [8–12], сложности резкого перехода на новый формат обучения для учащейся молодежи [4, 13].
Проведенное ранее исследование образа жизни и режима дня студентов 1–6 курсов медицинских вузов показало, что для большинства учащихся характерны выраженные отклонения от рекомендуемых параметров в организации жизнедеятельности: продолжительность сна, характер питания, физическая активность, выраженность учебной нагрузки, наличие вредных привычек. При этом студенты младших курсов в условиях дистанционного обучения посвящают учебному процессу большее количество времени, что в сочетании с депривацией сна и отсутствием потребного уровня физической активности может приводить к ухудшению самочувствия учащихся [14].