По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339

Влияние рисков на деятельность современных компаний*

Кабанов А.В. РУДН, г. Москва
Подвинцев Д.И. РУДН, г. Москва
Фролов Е.Д. РУДН, г. Москва

В статье рассматриваются различные виды рисков, связанных с деятельностью предприятий и привлечением инвестиций. В условиях экономического кризиса, неустойчивости мировой финансовой системы, политической нестабильности возрастает важность изучения теории и практики управления рисками.

Литература:

1. Астахов А. М. Искусство управления информационными рисками. — М.: ДМК Пресс, 2020.

2. Кибератака на трубопровод. Как хакеры лишили бензина восток США и при чем тут Россия? BBC News от 12.05.2021 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.bbc.com/russian/ media-57093457 (дата обращения: 21.05.2021).

3. Миронова Д. Д., Ковтуненко А. А. Инновационные технологии нового тысячелетия // Сборник статей Международной научно-практической конференции в 2 ч. — 2017. — С. 88–91.

4. Рахимова А.Р. Современная экономика: теоритические и практические подходы // Материалы X Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых. — 2018. — С. 185–188.

5. Чурсин А. А., Гаврилов Е. С. Пандемия — 2020: глобализация рисков // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2020. — Т. 1. — № 6. — С. 191–197.

Наукоемкие компании создают высокотехнологичные продукты, которых на рынке еще не было, поэтому их вывод на рынок характеризуется высокой неопределенностью. Кроме того, важное значение имеет темп создания инновационных продуктов и эффективное привлечение к нему потребителей. В случае успеха инновационные предприятия могут заработать значительную прибыль и стать лидером на рынке, но в случае неудачи, они могут обанкротиться еще до выхода на стадию массового производства.

Еще на этапе разработки нового продукта компании необходимо изучить его востребованность на рынке. Создавая новый продукт, наукоемкие компании могут оказаться в одном из квадрантов, представленных на рисунке 4.

Если разрабатываемый продукт не представляет ценности потенциальным потребителям и мало чем отличается от других (левый нижний угол), то, как и массовые компании-доткомы в конце XX века, он обречен на неудачу. Сейчас к таким видам продуктов можно отнести новые массовые криптовалюты, которые мало чем отличаются друг от друга и не несут ценности для их покупателей. Но в конце 2020 и в 2021 гг. они на фоне резкого роста стоимости биткойна, пока привлекают желающих быстро заработать. Однако рынок криптовалют имеет очень высокую неопределенность, и после падения его популярности вряд ли стоит рассчитывать на выживаемость массовых мелких игроков.

В левом вернем углу находятся компании, которые Г. Кавасаки называет «предпринимателями-идиотами»2. Да они изобрели какой‑то новый продукт, но он, несмотря на новизну, никому не нужен. Поэтому его производство является напрасной тратой общественных ресурсов и денег инвесторов. Поэтому перед производством новых товаров и услуг важно провести маркетинговые исследования потенциального спроса на создаваемую продукцию.

В правом нижнем углу расположены фирмы, которые создают товары с высокой ценностью для потребителей, но мало чем отличаются от конкурентов. Даже если это высокотехнологичная продукция, но мало отличающаяся от товаров других производителей, отсутствие дифференциации приведет в конечном счете к ценовой войне, в которой много не заработаешь, а выживут сильнейшие.

Для Цитирования:
Кабанов А.В., Подвинцев Д.И., Фролов Е.Д., Влияние рисков на деятельность современных компаний*. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2022;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала