Сегодняшний «естественный» образ жизни с его обычной гиподинамией не дает стимула для активного реагирования. Для нас реакция «выхода из ситуации» становится всё более привычной. Сочетание неадекватного образа жизни с биохимической и гормональной реакцией на стресс может привести к серьезным проблемам со здоровьем.
В последние годы темп жизни чрезмерно возрос, вместе с чем увеличилась психоэмоциональная нагрузка на нервную систему человека. С другой стороны, человек не испытывает достаточного объема обязательной физической активности, который будет сбалансирован психоэмоционально. Человеку нужны дополнительные стимулы для преодоления возникающих в нем неблагоприятных психологических условий. Одним из таких методов снятия стресса является расслабление.
Методы мышечной релаксации исторически являются самыми ранними методами телесно-ориентированной психотерапии и до сих пор остаются ее основными методами. В основе возникновения релаксационных техник лежат восточные духовные и религиозные практики.
И. М. Кондаков в психологическом словаре указывает, что в ряде случаев необходима релаксация, и для ее обеспечения разрабатываются специальные методики. В последние годы для обеспечения начала релаксации широко используются различные варианты биологической обратной связи [2].
Г. Бенсон писал, что эта «обратная сторона медали» менее описана в литературе — противоположный по направлению набор регулярных регуляторных сдвигов, призванных нейтрализовать, сбалансировать изменения в организме, вызванные острым стрессом [3].
Способность регулировать психические процессы и состояния была отмечена в работах Аристотеля. Впервые идея регулирования как особого самостоятельного процесса была сформулирована в работах И. М. Сеченова. Он искал специфические механизмы, лежащие в основе способности человека контролировать свои действия: индуцировать или ингибировать их. С его точки зрения, чувственные возбуждения, мысли и нравственные чувства придают определенный смысл человеческим действиям, тем самым осуществляют их регулирование.