По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2

Влияние психопрофилактической подготовки к родам на психоэмоциональное состояние рожениц в послеродовом периоде

Мензул Е. В. канд. психол. наук, доцент, завкафедрой педагогики, психологии и психолингвистики, E-mail: lenamenzul@rambler.ru, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации 443099, г. о. Самара, ул. Чапаевская, д. 89
Техтелева Н. В. канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики, психологии и психолингвистики E-mail: Tehteleva@list.ru, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации 443099, г. о. Самара, ул. Чапаевская, д. 89
Карасева Л. А. д-р мед. наук, профессор кафедры сестринского дела E-mail: karaseva_larisa@mail.ru, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации 443099, г. о. Самара, ул. Чапаевская, д. 89

В статье изложены результаты оценки психоэмоционального состояния рожениц в послеродовом периоде.

Литература:

1. Абрамченко В. В. Психические состояния при нормальном и осложненном течении беременности / В. В. Абрамченко, М. П. Коваленко // Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: Сборник материалов конфе ренции по перинатальной психологии. — СПб., 2001. — С. 24–29.

2. Подобед Н. Д. Влияние комплексной подготовки беременных к родам на психофизиологическое состояние родильниц // Перинатальная психология и медицина. Психосоматические расстройства в акушерстве, гинекологии, педиатрии и терапии: Материалы всеросс. конф. с международ. участием. — Иваново, 2001. — С. 201–204.

3. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Под ред. Д. Я. Райгородского. — М.: Бахрах-М, 2011. — 672 с.

4. Шалимова М. А. Сборник материалов по психопрофилактической подготовке беременных к родам / М. А. Шалимова, О. В. Глинкина. — М., 2003. — 223 с.

Любая женщина хочет родить здорового ребенка, но, кроме этого, чтобы роды прошли как можно более легко и безболезненно. Одним из способов, который может помочь осуществить это желание, является психопрофилактическая подготовка к родам. Метод психопрофилактической подготовки беременных к родам основан на учении о родовой боли, в формировании которой участвует не только раздражение нервных окончаний со стороны матки и других половых органов, но и условнорефлекторный компонент, связанный с воздействиями на вторую сигнальную систему. При этом признается, что в возникновении болевых ощущений ведущая роль принадлежит коре головного мозга.

Сущность метода заключается в том, чтобы путем словесного воздействия создать более правильные функциона льные взаимоотношения меж ду корой головного мозга и подкорковыми образованиями, снизить возбуждение в подкорковых центрах и уравновесить процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Основные задачи психопрофилактической подготовки будущей мамы:

— выработать сознательное отношение к беременности и родам;

— сформировать необходимые для успешных родов моральноволевые качества;

— научить воспринимать роды как нормальный физиологический процесс;

— помочь созданию в семье будущего ребенка благоприятного эмоционального фона и уверенности в благополучном течении беременности и родов;

— развить и укрепить чувство материнства и ответственную родительскую позицию;

— выработать привычку к здоровому образу жизни;

— дать необходимые для родов навыки (в том числе и мужу), обучить активному участию в процессе родов;

— дать знания о репродуктивном здоровье семьи.

Система психофизической подготовки беременных сформировалась в России в 50-х годах XX века и требует пересмотра в связи с изменением многих социально обусловленных явлений. Данная система ранее охватывала до 90 % беременных, тогда как сегодня посещаемость этих занятий составляет всего 2–3 %. Это объясняется тем, что в настоящее время обозначенный метод практически потерял свою актуальность в силу устаревшего методического подхода. Данная система не обеспечивает снижения невротических расстройств у будущих матерей, проходящих психопрофилактическую подготовку [3].

Для Цитирования:
Мензул Е. В., Техтелева Н. В., Карасева Л. А., Влияние психопрофилактической подготовки к родам на психоэмоциональное состояние рожениц в послеродовом периоде. Медсестра. 2018;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: