Введение в научный оборот понятия «качество трудовой жизни» связано с «попытками найти новые способы роста производительности труда в условиях научно-технического прогресса» [1], в том числе по причине того, что «человек стал рассматриваться как самостоятельная творческая личность, которая может реализовать весь свой потенциал при обеспечении оптимальных для этого условий» [2].
По прошествии нескольких десятилетий следует признать, что единого определения, что собой представляет качество трудовой жизни, науке выработать не удалось. Самое первое определение, данное С. Робинсоном, прозвучавшее на международной конференции 1972 г., посвященной проблемным аспектам трудовых отношений, под качеством трудовой жизни предлагало понимать «деятельность организации, направленную на удовлетворение потребностей ее работника путем создания механизмов, при помощи которых сотрудник получает полный доступ к процессу принятия решений, определяющих его жизнь на работе» [3]. Одно из самых известных российских определений качества трудовой жизни состоит в ее рассмотрении как «интегрального показателя, всесторонне характеризующего экономическое развитие общества, уровень материального, медико-экологического и духовного благосостояния» [4]. По мнению российского исследователя Л.М. Сафиной, качество трудовой жизни представляет собой «степень соответствия социально-трудовых отношений совокупности требований работника и работодателя, при которой достигается состояние оптимума между удовлетворением потребностей работника и достижением целей организации» [5]. Таким образом, через понятие «качество трудовой жизни» делается попытка оценить степень удовлетворения потребностей работника посредством его трудовой деятельности.
Качество трудовой жизни включает в себя ряд показателей, количество и характеризующие факторы которых также отличаются разнообразием. Например, к ним относят достойное вознаграждение за труд, гигиену труда и безопасные условия труда, обеспечение трудовой демократии и правовой защищенности, создание условий для профессионального роста [6]; гарантии занятости, уровень автоматизации и механизации труда, гибкость использования рабочего времени, удовлетворенность трудом [7].