Безалкогольные напитки пользуются высоким спросом, их потребление ежегодно увеличивается, также появляются новые безалкогольные напитки с различными вкусовыми и потребительскими достоинствами. Самая главная их задача — утоление жажды, однако в настоящее время напитки способны дополнить основной рацион необходимыми элементами: полезными веществами, витаминами, минералами и т.д.
Рынок безалкогольных напитков относится к наиболее емким и динамичным продовольственным рынком в России, занимая по объему 10-е место в мире. Традиционно он включает три крупных сегмента: прохладительные напитки (сладкие газированные напитки, квас, тоники, холодный чай), минеральная и питьевая вода, соки и сокосодержащие напитки. В структуре рынка в натуральном выражении наибольший удельный вес занимают газированные напитки (41%), далее следуют соки и сокосодержащие напитки (39%), воды минеральные и питьевые (20%).
Для выявления потребительских предпочтений в 2017 – начале 2018 г. было проведено исследование на базе платформы Google Forms среди мужчин и женщин в возрасте от 14 до 60 лет. Данные опроса показывают, что среди различных видов безалкогольных напитков на первом месте газированная вода, ее предпочитает 31% опрошенных, на втором месте — минеральная вода, третье место разделили между собой квас и обогащенный (функциональный) напиток, их предпочитают по 17% опрошенных. При этом пояснялось, что под функциональными подразумеваются напитки, обогащенные натуральными ингредиентами (например, соками, медом, экстрактами трав, витаминами, минеральными веществами и др.) Четвертое место занимает тонизирующий напиток — 12% респондентов предпочли этот безалкогольный напиток (рис. 1).
При выборе безалкогольной продукции первостепенным показателем привлекательности являются органолептические характеристики (62,6%), за ними следуют показатели безопасности и утоление жажды (54,1% и 50,5%). Ответы предполагали возможность выбора нескольких вариантов.
Одним из основных вопросов был: «Каких напитков Вам не хватает на рынке?». Ответ предполагался в свободной форме, без выбора заранее подготовленных вариантов (рис. 2). Треть опрошенных говорили о нехватке напитков без сахара — пониженной калорийности (35%), чаще всего употреблялись формулировки: «без сахара», «для похудения», «низкокалорийные». Чуть меньше опрошенных проявляли интерес к натуральной продукции, обладающей какой-либо функциональностью, безопасной для здоровья (12%).