По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338

Влияние подготовки специалистов на социальные последствия инновационных процессов

Филин С. А. д-р экон. наук, профессор, РЭУ им. Г. В. Плеханова, г. Москва, 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, e-mail: safilin@mail.ru
Якушев А. Ж. канд. экон. наук, доцент, кафедра организационно-управленческих инноваций, РЭУ им. Г. В. Плеханова, г. Москва, 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36

Менеджмент представляет собой систему идей и приемов эффективного построения и управления организациями. Перспективы развития российского менеджмента определяются развитием рыночных отношений в государстве. Сегодня, в условиях перехода России на инновационный путь развития проблема дефицита профессиональных кадров в области менеджмента встала еще более остро. Особого внимания заслуживают исследования, показывающие социальную значимость инновационного процесса.

Литература:

1. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). — М.: Политиздат, 1989. — 272 с.

2. Аньшин В.М., Филин С.А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе. — М.: Анкил, 2003. — 360 с.

3. Переверзев М. П. Менед жмент. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 288 с.

4. Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М.: Дело, 1993. — 384 с.

5. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 253 с.

6. Ждaнoв О.И. Социально-психологический климат в коллективе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://elitarium.ru/2007/11/14/ klimat_v_kollektive. html (дата обращения: 15.08.2020).

7. Лисицина О. Ю. Экономика и управление инновационно-образовательными процессами в региональном вузе. Автореф. дисс. канд. экон. наук. — Тамбов, 2003. — 24 с.

8. Филин С.А. Теоретические основы экономических циклов и управление в условиях кризиса: монография / Филин С.А. — М.: Русайнс, 2015. — 335 с.

9. Бережная Т.Ф. Инновационная стратегическая ориентация деятельности региональных университетов // Экономика промышленности. — 2006. — №3. — С. 150–162.

10. Зайцев Ю.В. Совершенствование организационно-экономического механизма привлечения иностранных инвестиций в инновационное развитие региона (на материалах Калужской области). — Автореф. дисс. канд. экон. наук. — Брянск, 2011. — 24 с.

11. Шинкевич А.И. Организация производства в нефтегазохимическом комплексе Республики Татарстан: вопросы теории и практики внедрения управленческих инноваций. — Казань: Изд-во КНИТУ, 2015. — 211 с.

12. Филин С.А., Сужикова Ш.М., Цзя С. Особенности мотивационного механизма управленческого труда в государственных корпорациях Китайской Народной Республики // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2016. — Т. 1. — №7. — С. 139–145.

13. Филин С.А., Алибоева З.Д. Система материального стимулирования с целью формирования человеческого капитала в организации // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2020. — №1. — С. 8–12.

14. Филин С.А., Якушев А.Ж., Николаева А.Д., Алексеева И.С. Роль педагога в формировании инновационного мировоззрения кадров для инновационной экономики // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2017. — Т. 6. — № 10. — С. 73–86.

15. Якушев А.Ж., Филин С.А. Человеческий капитал, малое и среднее предпринимательство, социальное партнерство в государстве инновационного типа // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2008. — Т. 4. — № 12 (33). — С. 58–69.

16. Филин С.А., Кенеревская Т.В. Социальное партнерство и человеческий капитал // Инвестиции в России — 2009. — №2 (169). — С. 32–37.

17. Yakushev A., Filin S. Human Capital as an Accelerator with Synergistic Effect of Scientific and Technological Progress, Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the Ecological-Socio-Economic Systems: Models of Competition and Cooperation (ESES 2019).

18. Genkin E. V., Filin S. A., Velikorossov V.V., Kydyrova Zh. The fourth industrial revolution: personnel, business and state. В сборнике: E3S Web of Conferences 2020. С. 04012.

19. Карякин А. М., Великороссов В.В., Филин С.А. Трансформация роли менеджера в условиях командной работы // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2020. — Т. 3. — №1. — С. 36–43.

20. Гончаренко Л.П., Филин С.А., Стасевич Т.А., Фатьянова И.Р. Кафедра, где готовят топ-менеджеров по инвестициям и инновациям // Региональная экономика: теория и практика. — 2006. — №9. — С. 11–18.

21. Гончаренко Л.П., Филин С.А., Фатьянова И.Р., Мирошин А.В. Кафедра, где готовят топ-менеджеров и предпринимателей для управления инновационной экономикой // Вестник академии. — 2015. — №1. — С. 221–228.

Организация творческого социального климата в коллективе имеет большое значение с позиции функционирования инновационного процесса. В работе П. Берну «Социология организаций» было убедительно показано, что крупные технико-технологические нововведения неизбежно ведут к широким социальным изменениям. В частности, весьма распространенный в настоящее время процесс автоматизации производства уже на уровне цеха ведет к серьезной трансформации всего характера предприятия. Он отмечает, что этот процесс прежде всего изменяет функции рабочего: непосредственно из оператора он превращается в контролера за качеством. В этом случае в большей мере используются не его физические возможности и навыки, а интеллект, способность анализа и диагностики хода производственного процесса. Благодаря этой трансформации изменяется и роль низшего управленческого персонала — мастеров: индивидуальный контроль за трудовым процессом становится затруднителен, он не может больше выступать в роли надсмотрщика и должен перейти от роли контролера к роли корректировщика и мотиватора производственного процесса: корректировать программу деятельности, стремиться к более широкому информационному обеспечению рабочих о целях деятельности смены, цеха и предприятия в целом.

Автоматизация также требует изменения характера взаимосвязи между всеми горизонтальными структурами производственного цикла, иных форм взаимодействия рабочих, мастеров, менеджмента и руководителя с техническими службами предприятия. В частности, она требует, чтобы были созданы условия для непосредственной коммуникации, минуя иерархические ступени, между технологическими службами, а также службой контроля качества продукции с операторами на рабочих местах. А это значит, что автоматизация как технико-технологическое нововведение требует и нового понимания функциональных обязанностей на более высоком, чем цех, уровне, т. е. на уровне общих служб предприятия и систем управления и т. д. В социологической литературе довольно обстоятельно описаны все самые широкие социальные следствия процесса автоматизации производства.

Для Цитирования:
Филин С. А., Якушев А. Ж., Влияние подготовки специалистов на социальные последствия инновационных процессов. Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. 2022;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: