Пандемия COVID-19 выявила не только мировой кризис здравоохранения, но и сказалась на глобальной экономике. Согласно данным Work Bank, практически во всех регионах был зарегистрирован экономический спад: в Латинской Америке — на 7,2%; в Европе и Центральной Азии — на 4,7; на Ближнем Востоке и в Северной Африке — на 4,2; в Африке к югу от Сахары — на 2,8; в Южной Азии — на 2,7% (World Bank, 2020). Многие страны переживают рецессию, а рост безработицы находится на беспрецедентном уровне (World Bank, 2021). Например, в США сразу после начала пандемии она быстро выросла до 14,7% (апрель 2020 г.), в то время как в конце февраля составляла 3,5 % (данные Бюро статистики труда США за 2021г.). Разрушительные последствия пандемии для экономики ощущались и в Турции, хотя здесь ситуация была несколько иной. Еще до пандемии в стране уровень безработицы составлял 12,8 % (май 2019 г.) (TUİK, 2019), с началом пандемии он достиг 13,4 % (июль 2020 г.) (TUİK, 2020). Несмотря на то что увольнение было запрещено в течение трех месяцев, уровень экономической активности в Турции снизился. Как следствие, обострился жилищный кризис в стране, который ранее не был полностью решен.
Одним из основных секторов турецкой экономики было строительство. Инвестиции в жилищное строительство или стоимость нового жилищного строительства и чистая добавка к существующему жилищному фонду с 2010 г. составляли в среднем 9 % ВВП (TUİK, 2020). Начиная с 2002 г., когда правительство инициировало строительство государственного и частного жилья (Türel and Koç, 2015), в Турции было построено большое его большое количество. При этом Администрация жилищного строительства Турции (TOKİ), высшее официальное агентство, ответственное за строительство жилья в Турции, расширило свои полномочия (TOKI, 2019). Но, несмотря на успехи в сфере строительства жилого фонда, цены на жилье продолжают расти (как на существующие, так и на новые). Согласно данным, предоставленным Центральным банком Турецкой Республики (TCMB), в результате сравнения индексов цен на жилую недвижимость (RPPI) за 2010 г. (первый год этих данных) и 2020 г. показано, что значение индекса и цена за квадратный метр по стране утроились (TCMB, 2020). Столь значительный рост цен на жилье еще более затруднил доступ к жилью, особенно малоимущих слоев населения. В Турции доступное жилье было предложено только Управлением жилищного строительства Турции для группы населения с низким доходом, так называемое социальное жилье. Однако социального жилья недостаточно, и оно недоступно из-за стоимости его жизненного цикла (Emekci̇, 2018). Кроме того, арендаторам, имеющим низкие доходы, не были предложены какие-либо субсидии (Türel and Koç, 2015). Отсутствие государственной поддержки, а также неправильное и неполное использование концепции доступности сделали семьи с низкими доходами чрезвычайно уязвимыми перед изменением рыночных условий и повышением цен на жилье в Турции. Проблема отсутствия жилищной безопасности усугубляется пандемией, в результате которой возросли неравенство и уровень безработицы.