По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.48

Влияние пандемии коронавируса на развитие индустрии туризма и гостеприимства: глобальный и национальный аспекты

Н. А. Зайцева доктор экономических наук, профессор кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» (РЭУ им. Г. В. Плеханова). Россия, 115054, г. Москва, Стремянный пер., д.36. Е-mail: zaitseva-itig@mail.ru. ORCID: 0000-0002-0048-5509

В статье представлены результаты исследования влияния пандемии коронавируса на развитие индустрии туризма и гостеприимства в глобальном и национальном аспектах. Целью подготовки статьи является обобщение и систематизация основных изменений и трендов в туризме и гостеприимстве вследствие влияния пандемии коронавируса. При проведении исследования использовались общенаучные методы теории и практики исследования социально-экономических явлений и процессов: логические, диалектические, системные, процессные и ситуационные подходы; методы анализа, синтеза, абстрагирования и др. По результатам исследования были обобщены и сформулированы несколько основных трендов в изменении потребительского поведения, а также в том, что стали предлагать предприятия индустрии туризма и гостеприимства в ответ на изменения в потребительском поведении. Приведены примеры того, как пандемия коронавируса повлияла на организацию самого процесса оказания услуг гостиницами для обеспечения безопасности пребывания гостей в гостиницах и иных объектах размещения, в том числе в части увеличения затрат на все виды ресурсов этих предприятий. Особое внимание в статье уделено оценке эффективности мер государственной поддержки и стимулирования спроса на туристские и гостиничные услуги в Российской Федерации. Также по результатам проведенного исследования обоснованы перспективы адаптации системы управления предприятиями индустрии гостеприимства и туризма к работе в условиях пандемии коронавируса и после ее завершения — описано изменение форм организации работы персонала, контроля и оценки результатов их деятельности, а также обоснована важность формирования и поддержания доверия потребителей к предприятиям индустрии туризма и гостеприимства.

Литература:

1. Авиасейлс b2b [Электронный ресурс]. — URL: https://b2b.aviasales.ru/ (дата обращения: 08.01.2021).

2. Ганжур, Е. Zoom против гостиниц: как пандемия повлияла на рынок деловых поездок // Forbes.ru. — 15.01.2021 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.forbes.ru/ biznes/418467-zoom-protiv-gostinic-kak-pandemiya-povliyala-na-rynok-delovyh-poezdok (дата обращения: 15.01.2021).

3. Зайцева, Н. А. Концептуальное проектирование гостиниц на основе использования инновационных технологий (на примере решения экологических задач «умных» отелей)// Российские регионы: взгляд в будущее. — 2020. — № 4 (7). — С. 56–72.

4. Как преобразовать туристическую отрасль // РБК [Электронный ресурс]. — URL: https://pro.rbc.ru/news/5f60c05b9a79476f50a3fb51 (дата обращения: 05.01.2021).

5. Около 10 млн россиян отправились в путешествие по стране в новогодние каникулы // Интерфакс. — 14.01.2021 [Электронный ресурс]. — URL: https://tourism.interfax.ru/ ru/news/articles/76080/ (дата обращения: 14.01.2021).

6. OneTwoTrip for Business — онлайн-сервис организации командировок [Электронный ресурс]. — URL: https://b2b.onetwotrip.com/ (дата обращения: 08.01.2021).

7. Официальный сайт гостиничной сети «Хаятт» [Электронный ресурс]. — URL: https:// about.hyatt.com/en/hyatthistory.html (дата обращения: 08.01.2021).

8. Попов, И. Отелям выставили миллионный счет: сколько придется заплатить гостиницам за право вернуться к работе // Forbes.ru. — 01.06.2020 [Электронный ресурс].— URL: https://www.forbes.ru/biznes/401933-otelyam-vystavili-millionnyy-schet-skolkopridetsya-zaplatit-gostinicam-za-pravo (дата обращения: 07.01.2021).

9. Ростуризм подвел итоги программы туристического кешбэка в 2020 году // Ростуризм [Электронный ресурс]. — URL: https://tourism.gov.ru/news/17009/ (дата обращения: 09.01.2021).

10. С прививкой сквозь карантины: как мы будем путешествовать в 2021 году // Forbes. ru. — 11.01.2021 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.forbes.ru/biznes/415793-sprivivkoy-skvoz-karantiny-kak-my-budem-puteshestvovat-v-2021-godu (дата обращения: 12.01.2021).

11. СберИндекс (SberIndex.ru) — аналитический портал Сбербанка [Электронный ресурс]. — URL: https://sberindex.ru (дата обращения: 08.01.2021).

12. Соловьева, О. Спад в туристической отрасли оставит без работы 3 миллиона жителей РФ // Независимая газета. — 12.11.2020.

13. Трифонова, К. Метод проб и ошибок: как западные стандарты PR приходят в Россию // РБК [Электронный ресурс]. — URL: https://pro.rbc.ru/ news/5e946bb59a7947ac388d01ac (дата обращения: 08.01.2021).

1. Aviasales b2b. Available at: https://b2b.aviasales.ru/ (accessed: 08.01.2021) (in Russian).

2. Ganjour, E. Zoom vs. hotels: how the pandemic affected the business travel market. Forbes.ru. 15.01.2021. Available at: https://www.forbes.ru/biznes/418467-zoom-protivgostinic-kak-pandemiya-povliyala-na-rynok-delovyh-poezdok (accessed: 15.01.2021) (in Russian).

3. Zaitseva, N. A. Kontseptual’noe proektirovanie gostinits na osnove ispol’zovaniia innovatsionnykh tekhnologii (na primere resheniia ekologicheskikh zadach «umnykh» otelei) [Conceptual design of hotels based on the use of innovative technologies (on the example of solving environmental problems of "smart" hotels)]. Rossiiskie regiony: vzgliad v budushchee [Russian regions: looking into the future]. V. 7, No. 4, pp. 56–72 (in Russian)

4. How to transform the travel industry. RBC. Available at: https://pro.rbc.ru/ news/5f60c05b9a79476f50a3fb51 (accessed: 05.01.2021) (in Russian).

5. About 10 million Russians went on a trip around the country during the New Year holidays. INTERFAX. 14.01.2021. Available at: https://tourism.interfax.ru/ru/news/ articles/76080/ (accessed: 14.01.2021) (in Russian).

6. OneTwoTrip for Business — Online service for organizing business trips. Available at: https://b2b.onetwotrip.com/ (accessed: 08.01.2021) (in Russian).

7. Official website of the Hyatt Hotels. Available at: https://about.hyatt.com/en/ hyatthistory.html (accessed: 08.01.2021).

8. Popov, I. Hotels were billed with millions of dollars: how much the hotels will have to pay for the right to return to work. Forbes.ru. 01.06.2020. Available at: https://www.forbes.ru/ biznes/401933-otelyam-vystavili-millionnyy-schet-skolko-pridetsya-zaplatit-gostinicam-zapravo (accessed: 07.01.2021) (in Russian).

9. Rosturizm summed up the results of the tourist cashback program in 2020. Rosturizm. Available at: https://tourism.gov.ru/news/17009/ (accessed: 09.01.2021) (in Russian).

10. Vaccinated through quarantines: how we will travel in 2021. Forbes.ru. 11.01.2021. Available at: https://www.forbes.ru/biznes/415793-s-privivkoy-skvoz-karantiny-kak-mybudem-puteshestvovat-v-2021-godu (accessed: 12.01.2021) (in Russian).

11. SberIndex.ru — SberBank Analytical Portal. Available at: https://sberindex.ru/ (accessed: 08.01.2021) (in Russian).

12. Solovyova, O. Spad v turisticheskoi otrasli ostavit bez raboty 3 milliona zhitelei RF [The recession in the tourism industry will leave 3 million residents of the Russian Federation unemployed]. Nezavisimaia gazeta [Independent newspaper]. 12.11.2020 (in Russian).

13. Trifonova, K. Trial and error method: How Western PR standards come to Russia. RBC. Available at: https://pro.rbc.ru/news/5e946bb59a7947ac388d01ac (accessed: 08.01.2021) (in Russian).

На мировом уровне вклад индустрии туризма в глобальный ВВП до начала пандемии коронавируса составлял около 10%, а по предварительным оценкам Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTC), в 2020 г. возможно снижение в два раза, следствием чего может стать высвобождение более 174 млн человек, которые работают в индустрии туризма и гостеприимства [12]. По предварительным оценкам, потери российской индустрии гостеприимства в 2020 г. составили около 600 млрд руб., в основном из-за отсутствия иностранных клиентов.

В ряде регионов России и мира гостиницам и иным средствам размещения пришлось жить в условиях локдауна 3–4 месяца и более, причем это коснулось абсолютно всех видов средств замещения — и санаторнокурортного комплекса, и городских отелей, и рекреационного комплекса, и загородных отелей и т. д.

Наиболее сложным оказался второй квартал 2020 г. Так, в международной гостиничной сети Wyndham загрузка упала на 54 % по сравнению с аналогичным периодом 2019 г., в сети Marriott — на 72 %, в сети Hilton— на 77 % [4]. Несмотря на то что в 2022 г. возможно некоторое восстановление отрасли, тем не менее, по экспертным оценкам, выручка гостиничного бизнеса все равно будет ниже уровня 2019 г. на 25–50 %. При самом благоприятном прогнозе восстановление индустрии туризма и гостеприимства как на глобальном, так и на национальном уровне начнется не ранее 2023 г. Причем наиболее сложно будут восстанавливаться пятизвездочные отели в городах, ориентированных на иностранных туристов и бизнес-туризм, к которым в первую очередь в России относятся Москва и Санкт-Петербург.

В ряде стран государственными структурами были введены новые требования к организации деятельности гостиниц и иных средств размещения для обеспечения безопасного нахождения гостей. В России Роспотребнадзором были введены новые требования к гостиницам и иным средствам размещения, что привело к значительным дополнительным затратам. Для примера рассмотрим пятиэтажную гостиницу с номерным фондом 100 номеров. Расчет затрат, которые будут у гостиницы для выполнения требования Роспотребнадзора, представлен в таблице.

Для Цитирования:
Н. А. Зайцева, Влияние пандемии коронавируса на развитие индустрии туризма и гостеприимства: глобальный и национальный аспекты. Гостиничное дело. 2022;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: