В 2020 году большинство стран мира столкнулось с беспрецедентным вызовом: пандемией коронавируса, которая повлекла за собой не только величайшую угрозу жизни и здоровью миллионов людей, но и значительную дестабилизацию развития мировой экономики, которая обернулась новым глобальным кризисом.
Стоит отметить, что текущий спад деловой активности явился результатом распространения пандемии, а не экономических, финансовых или политических потрясений. Данный кризис имеет ряд особенностей:
1. Он носит системный характер.
2. Стремительно распространяется по всем рынкам и странам.
3. Приводит к росту безработицы, падению доходов населения и потребительского спроса.
4. Требует скоординированной работы представителей государственных органов и медицинских работников, а также значительных инвестиций в медицину и фармацевтику.
5. Может ограничивать доступ к инфраструктуре по мере увеличения масштабов пандемии.
Этот вызов заставляет компании выходить за пределы своей «зоны комфорта» с привычными им механизмами, в том числе финансовыми, трансформировать их посредством новых инструментов восстановления деловой активности.
Пандемия коронавируса оказала огромное влияние на индустрию платежей и сопутствующих сервисов. Самоизоляция привела к росту не только безналичных, но и бесконтактных платежей. Тем не менее, несмотря на высокие темпы роста, проникновение безналичных платежей в России пока отстает от многих зарубежных развитых и развивающихся стран [1, с. 48].
Коронавирус изменил многое: то, как мы работаем, общаемся с клиентами, взаимодействуем с партнерами. Более того, он изменил то, что мы покупаем, где мы это покупаем, и то, как платим и получаем платежи.
Но стоит отдать должное: из-за всех перечисленных выше факторов ускорилась цифровизация всех процессов, происходящих в обществе. Результаты, которых достиг российский рынок в целом и платежная индустрия, в частности, произошли бы через 3–4 года упорной работы. Сейчас эти процессы произошли в течение пары месяцев. К сожалению, те, кто не успели адаптироваться к столь резким изменениям, были вынуждены уходить со своих рынков.