По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.6/.7+378.1:61

Влияние образовательного процесса в вузе на образ жизни и маятниковую миграцию студентов медицинского университета

Ж.В. Гудинова Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Омск, Россия
Ю.С. Васьковская Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Омск, Россия
Г.Н. Жернакова Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Омск, Россия
А.Ю. Шредер Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Омск, Россия
Г.Н. Шпакова Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Омск, Россия

В статье представлены результаты анализа гигиенической нормативной базы и гигиенической оценки режима дня и образа жизни студентов Омского государственного медицинского университета с учетом фактического образовательного процесса (по результатам анкетирования 1204 обучающихся 1–6 курсов всех факультетов). Установлено, что образ жизни и режим дня студентов-медиков характеризуется недостаточной длительностью ночного сна (7 % спали 8 и более часов) и двигательной активности (75 % студентов в период сессии двигаются менее 1 часа в день) в сочетании с высокой продолжительностью использования компьютеров и гаджетов (90,5 % студентов проводят с экранами более 170 минут в сутки), неудовлетворительной кратностью питания (25 % 1–2 раза в день), дополнительными затратами времени на подработку и маятниковую миграцию (75 % до 2–3 часов). Предложены методики гигиенической оценки изучения ежедневной маятниковой миграции студентов и расчета необходимой длительности перерывов между занятиями для использования их в ходе составления учебного расписания в вузе и гигиенической оценки в ходе экспертизы расписания. Доказана существенная обусловленность образа жизни и режима дня студентов особенностями образовательного процесса в следующих аспектах: 1) трудность обучения, в зависимости от курса, 2) зависимость от периода учебного года — семестр, сессия, каникулы и выходные дни, 3) большое расстояние между учебными корпусами вуза, которое предполагает увеличение маятниковой миграции студентов, времени на переезды и сокращение возможностей для полноценного сна и отдыха. На основании проведенных исследований может быть предложен ряд уточнений гигиенической нормативной базы и мер оптимизации образовательного процесса медицинского университета в целях соблюдения здорового образа жизни и режима дня, сохранения здоровья студентов. При составлении учебного плана обучения следует учитывать трудность учебных дисциплин и стремиться к более равномерному распределению учебной нагрузки.

Литература:

1. Ушаков И.Б., Мелихова Е.П., Либина И.И., Губина О.И. Гигиенические и психофизиологические особенности формирования здоровья студентов медицинского вуза. Гигиена и санитария. — 2018;

97. (8): 756–761. doi: 10.18821/0016-9900-2018-97-8-756-761.

2. Меерманова И.Б., Седач Н.Н., Большакова И.А., Калбеков Ж.А. Современное состояние и проблемы здоровья студенческой молодежи. Медицина и экология. — 2019; 2. (91): 5–11.

3. Бердиев Р.М., Кирюшин В.А., Моталова Т.В., Мирошникова Д.И. Состояние здоровья студентовмедиков и факторы, его определяющие. Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2017; 25. (2): 303–315. doi: 10.23888/PAVLOVJ20172303–315.

4. Жукова Т.В., Горбачева Н.А., Харагургиева И.М., Белик С. Н, Кононенко Н.А., Сбыковская Л.В. Здоровье студентов как прогностическая модель здоровья нации. Здоровье населения и среда обитания — ЗНиСО. 2018; 4. (301): 36–41. doi: 10.35627/2219–5238/2018-301-4-36-41.

5. Миннибаев Т.Ш., Рапопорт И.К., Чубаровский В.В., Тимошенко К. Т., Гончарова Г.А. Теоретические и методические подходы к комплексному изучению состояния здоровья студентов и преподавателей вузов. Здоровье населения и среда обитания — ЗНиСО. 2012; 2. (227): 15–17.

6. Фертикова Т. Е., Ряскин К.А., Ряскина Д.А. Оценка взаимосвязи адаптивности и соблюдения режима дня обу-чающихся в школе и медицинском вузе. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2015; 12. (4): 151–153.

7. Сухинина К.В., Брель П.Ю., Куклин А.В. Особенности режима, рациона питания и физического развития первокурсников. Заметки ученого. — 2021; 12. (1): 434–441.

8. Picton A, Greenfield S, Parry J. Why do students struggle in their first year of medical school? A qualitative study of student voices. BMC Med Educ. — 2022 Feb 16;22 (1):100. doi: 10.1186/s12909-022-03158-4.

9. Воронцова К.Б. Восприятие пространства и времени: случай маятниковой миграции студентов. Антропология интердисциплинарности: Тезисы международной научной конференции «Второй Томский антропологический форум», Томск, 11–13 октября 2018 года. — Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2018; 83–84.

10. Старикова А.В. Учебная миграция в Баварии: особенности и роль в формировании миграционной картины региона. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. География. Геология. — 2017; Т. 3 (69); 3. (2): 174–186.

11. Соколова А.А., Калачикова О.Н. Маятниковая миграция: концептуальные проблемы измерения. Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. — 2022; 1. (68): 52–66. doi: 10.52897/2 411-4588-2022-1-52-66.

12. Бедрина Е.Б., Козлова О.А., Ишуков А.А. Методические вопросы оценки маятниковой миграции населения. Ars Administrandi (Искусство управления). — 2018; 10 (4): 631–648.

13. Гудинова Ж.В., Васьковская Ю.С., Павлинова Е.Б., Жернакова Г.Н., Гегечкори И.В. Нормативно-методические вопросы гигиенической оценки учебного расписания в медицинском вузе. Санитарный врач. — 2023; 5: 319–330. doi: 10.33920/med-08-2305-05.

14. Васьковская Ю.С., Гудинова Ж.В., Жернакова Г.Н., Шредер А.Ю., Завьялова А.В. Гигиеническая проблема обеспечения студентов вуза учебной мебелью. Санитарный врач. — 2024; 1: 44–54. doi: 10.33920/med-08-2401-04.

15. Климкович Е.А. Анкетирование как описательный метод педагогических измерений: особенности его использования в рамках образовательного мониторинга. Система менеджмента качества в современном университете: достижения, проблемы и перспективы: Материалы научно-практической конференции, Витебск, 02–03 июня 2010 года. — Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2010; 190–192.

16. Гудинова Ж.В., Демакова Л.В. Технологии статистического анализа медицинских данных: первичный анализ данных, сравнение групп. Фундаментальная и клиническая медицина. — 2023; Т. 8. 1: 119–131. doi: 10.23946/2500-0764-2023-8-1-119-131.

17. Милушкина О.Ю., Маркелова С.В., Скоблина Н.А., Татаринчик А.А., Федотов Д.М., Королик В.В., А. А Аль-Сабунчи. Особенности образа жизни современной студенческой молодежи. Здоровье населения и среда обитания — ЗНиСО. 2018; 11. (308): 5–8.

18. Долич В.Н., Комлева Н. Е., Заикина И.В., Мазилов С.И., Поздняков М.В. Связь факторов образа жизни с распространенностью и характером головной боли у подростков. Санитарный врач. — 2023; 8: 489–499. doi: 10.33920/med-08-2308-02

19. Лангуев К.А., Богомолова Е.С. Гигиенические проблемы цифровой образовательной среды и пути их разрешения (обзор). Санитарный врач. — 2022; 7: 483–491. doi: 10.33920/мед-08-2207-05.

20. Рапопорт И.К., Лапонова Е.Д., Гудинова Ж.В., Соколова Н.В., Тикашкина О.В., Васьковская Ю.С. Особенности жизнедеятельности и самочувствие студентов в цифровой среде. Гигиена и санитария. — 2022; 101. 3: 323–330. doi: 10.47470/0016-9900-2022-101-3-323-330.

21. Гаврилова Ю.А., Исаханов А.Л., Ситников И.Г. Стрессоустойчивость студентов медицинского вуза как показатель работоспособности в условиях гигиенической организации формационного процесса. Санитарный врач. — 2022; 3: 190–196. doi: 10.33920/мед-08-2203-02.

22. Либина, И. И., Попов М.В. Режим дня как одна из основных составляющих здоровья студентов. Новой школе — здоровые дети: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 02–03 октября 2020 года / Отв. за выпуск Н.М. Кувшинова, И.В. Попков. — Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2020; 112–114.

23. Цурган А.М., Дементьев А.А., Ляпкало А.А., Соловьев Д.А., Харионов В.И., Стунеева Г.И., Здольник Т.Д., Казаева О.В. Особенности образа жизни студентов-медиков. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021; 29. 6: 1531–1535. doi: 10.32687/0869-866X2021-29-6-1531-1535.

24. Physical Activity, Sedentary Behavior, and Quality of Life among University Students. Nowak PF, Bożek A, Blukacz M. Biomed Res Int. 2019 Dec 18;2019:9791281. doi: 10.1155/2019/9791281.

25. Wattanapisit A, Fungthongcharoen K, Saengow U, et al. Physical activity among medical students in Southern Thailand: a mixed methods studyBMJ Open 2016;6: e013479. doi: 10.1136/bmjopen-2016–013479.

26. Sinha S, Dhooria S, Sasi A, Tomer A, Thejeswar N, Kumar S, Gupta G, Pandey RM, Behera D, Mohan A, Sharma SK. A study on the effect of mobile phone use on sleep. Indian J Med Res. 2022 Mar;155 (3&4):380–386. doi: 10.4103/ijmr.ijmr_2221_21.

27. Tettamanti G, Auvinen A, Åkerstedt T, Kojo K, Ahlbom A, Heinävaara S, Elliott P, Schüz J, Deltour I, Kromhout H, Toledano MB, Poulsen AH, Johansen C, Vermeulen R, Feychting M, Hillert L; COSMOS Study Group. Longterm effect of mobile phone use on sleep quality: Results from the cohort study of mobile phone use and health (COSMOS). Environ Int. 2020 Jul;140:105687. doi: 10.1016/j.envint.2020.105687.

Как известно, основным фактором формирования здоровья лиц, обучающихся в различных образовательных организациях, в вузе, в том числе, является организация образовательного процесса. В настоящее время высшее образование характеризуется значительной интенсификацией, высокой учебной нагрузкой, значительным вовлечением электро-информационной образовательной среды в обучение, что неминуемо предполагает сокращение времени студентов на сон, отдых, досуг, питание и движение, а в итоге — ухудшение здоровья лиц с высшим образованием, будущей интеллектуальной элиты общества [1–5].

Особенные трудности соблюдения здорового образа жизни и, в частности, правильного режима дня отмечаются у первокурсников. Повышенные академические требования, переезд в другой город, часто — в более крупный, с отделением от семьи и привычного образа жизни, необходимостью самостоятельно распределять свое время и организовывать быт подразумевает значительные изменения привычного образа жизни студентов 1 курса [6–8].

Трудности обучения в вузе зачастую усугубляет необходимость ежедневного перемещения по городу: маятниковая миграция студентов по учебным корпусам и базам вуза требует дополнительных затрат времени студента и оставляет ему еще менее возможностей для полноценных сна и отдыха [9–12].

Известны многие исследования образа жизни обучающихся разных категорий, в том числе студентов вузов — это одна из традиционных тем гигиенических исследований. Однако в настоящее время для оценки режима дня и некоторых других аспектов образа жизни имеется дополнительная возможность, а именно использование нормативного документа СанПиН 1.2.3685–21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее СанПиН 1.2.3685–21). Этот документ впервые регламентирует некоторые режимные моменты обучающихся всех возрастов, лиц старше 7 лет, 15 лет (продолжительность перерывов, сна, прогулок, двигательной активности — табл. 6.6, 6.7). Однако некоторые регламенты требуют, по нашему мнению, уточнения, в частности по показателю продолжительности использования электронных средств обучения: в таблице 6.8 студенты вуза как категория обучающихся, к сожалению, не фигурируют, есть только 10–11 классы школ и 1–2 курсы профессиональных образовательных организаций.

Для Цитирования:
Ж.В. Гудинова, Ю.С. Васьковская, Г.Н. Жернакова, А.Ю. Шредер, Г.Н. Шпакова, Влияние образовательного процесса в вузе на образ жизни и маятниковую миграцию студентов медицинского университета. Безопасность и охрана труда в образовательных учреждениях. 2025;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала