По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.6/.7+378.1:61 DOI:10.33920/med-08-2406-06

Влияние образовательного процесса в вузе на образ жизни и маятниковую миграцию студентов медицинского университета

Ж. В. Гудинова Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Омск, Россия
Ю. С. Васьковская Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Омск, Россия
Г. Н. Жернакова Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Омск, Россия
А. Ю. Шредер Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Омск, Россия
Г. Н. Шпакова Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Омск, Россия

В статье представлены результаты анализа гигиенической нормативной базы и гигиенической оценки режима дня и образа жизни студентов Омского государственного медицинского университета с учетом фактического образовательного процесса (по результатам анкетирования 1204 обучающихся 1–6 курсов всех факультетов). Установлено, что образ жизни и режим дня студентов-медиков характеризуется недостаточной длительностью ночного сна (7 % спали 8 и более часов) и двигательной активности (75 % студентов в период сессии двигаются менее 1 часа в день) в сочетании с высокой продолжительностью использования компьютеров и гаджетов (90,5 % студентов проводят с экранами более 170 минут в сутки), неудовлетворительной кратностью питания (25 % 1–2 раза в день), дополнительными затратами времени на подработку и маятниковую миграцию (75 % до 2–3 часов). Предложены методики гигиенической оценки изучения ежедневной маятниковой миграции студентов и расчета необходимой длительности перерывов между занятиями для использования их в ходе составления учебного расписания в вузе и гигиенической оценки в ходе экспертизы расписания. Доказана существенная обусловленность образа жизни и режима дня студентов особенностями образовательного процесса в следующих аспектах: 1) трудность обучения, в зависимости от курса, 2) зависимость от периода учебного года — семестр, сессия, каникулы и выходные дни, 3) большое расстояние между учебными корпусами вуза, которое предполагает увеличение маятниковой миграции студентов, времени на переезды и сокращение возможностей для полноценного сна и отдыха. На основании проведенных исследований может быть предложен ряд уточнений гигиенической нормативной базы и мер оптимизации образовательного процесса медицинского университета в целях соблюдения здорового образа жизни и режима дня, сохранения здоровья студентов. При составлении учебного плана обучения следует учитывать трудность учебных дисциплин и стремиться к более равномерному распределению учебной нагрузки.

Литература:

1. Ушаков И.Б., Мелихова Е.П., Либина И.И., Губина О.И. Гигиенические и психофизиологические особенности формирования здоровья студентов медицинского вуза. Гигиена и санитария. 2018; 97. (8): 756–761. doi: 10.18821/0016-9900-2018-97-8-756-761.

2. Меерманова И.Б., Седач Н.Н., Большакова И.А., Калбеков Ж.А. Современное состояние и проблемы здоровья студенческой молодежи. Медицина и экология. 2019; 2. (91): 5–11.

3. Бердиев Р.М., Кирюшин В.А., Моталова Т.В., Мирошникова Д.И. Состояние здоровья студентов-медиков и факторы, его определяющие. Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2017; 25. (2): 303–315. doi: 10.23888/PAVLOVJ20172303–315.

4. Жукова Т.В., Горбачева Н.А., Харагургиева И.М., Белик С. Н, Кононенко Н.А., Сбыковская Л.В. Здоровье студентов как прогностическая модель здоровья нации. Здоровье населения и среда обитания — ЗНиСО. 2018; 4. (301): 36–41. doi: 10.35627/2219–5238/2018-301-4-36-41.

5. Миннибаев Т.Ш., Рапопорт И.К., Чубаровский В.В., Тимошенко К.Т., Гончарова Г.А. Теоретические и методические подходы к комплексному изучению состояния здоровья студентов и преподавателей вузов. Здоровье населения и среда обитания — ЗНиСО. 2012; 2. (227): 15–17.

6. Фертикова Т.Е., Ряскин К.А., Ряскина Д.А. Оценка взаимосвязи адаптивности и соблюдения режима дня обучающихся в школе и медицинском вузе. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015;

12. (4): 151–153.

7. Сухинина К.В., Брель П.Ю., Куклин А.В. Особенности режима, рациона питания и физического развития первокурсников. Заметки ученого. 2021; 12. (1): 434–441.

8. Picton A, Greenfield S, Parry J. Why do students struggle in their first year of medical school? A qualitative study of student voices. BMC Med Educ. 2022 Feb 16;22 (1):100. doi: 10.1186/s12909-022-03158-4.

9. Воронцова К.Б. Восприятие пространства и времени: случай маятниковой миграции студентов. Антропология интердисциплинарности: Тезисы международной научной конференции «Второй Томский антропологический форум», Томск, 11–13 октября 2018 года. — Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2018; 83–84.

10. Старикова А.В. Учебная миграция в Баварии: особенности и роль в формировании миграционной картины региона. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. География. Геология. 2017; Т. 3 (69); 3. (2): 174–186.

11. Соколова А.А., Калачикова О.Н. Маятниковая миграция: концептуальные проблемы измерения. Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 2022; 1. (68): 52–66. doi: 10.52897/2411-4588-2022-1-5266.

12. Бедрина Е.Б., Козлова О.А., Ишуков А.А. Методические вопросы оценки маятниковой миграции населения. Ars Administrandi (Искусство управления). 2018; 10 (4): 631–648.

13. Гудинова Ж.В., Васьковская Ю.С., Павлинова Е.Б., Жернакова Г.Н., Гегечкори И.В. Нормативно-методические вопросы гигиенической оценки учебного расписания в медицинском вузе. Санитарный врач. 2023; 5: 319–

330. doi: 10.33920/med-08-2305-05.

14. Васьковская Ю.С., Гудинова Ж.В., Жернакова Г.Н., Шредер А.Ю., Завьялова А.В. Гигиеническая проблема обеспечения студентов вуза учебной мебелью. Санитарный врач. 2024; 1: 44–54. doi: 10.33920/med08-2401-04.

15. Климкович Е.А. Анкетирование как описательный метод педагогических измерений: особенности его использования в рамках образовательного мониторинга. Система менеджмента качества в современном университете: достижения, проблемы и перспективы: Материалы научно-практической конференции, Витебск, 02–03 июня 2010 года. — Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2010; 190–192.

16. Гудинова Ж.В., Демакова Л.В. Технологии статистического анализа медицинских данных: первичный анализ данных, сравнение групп. Фундаментальная и клиническая медицина. 2023; Т. 8. 1: 119–131. doi: 10.23946/2 500-0764-2023-8-1-119-131.

17. Милушкина О.Ю., Маркелова С.В., Скоблина Н.А., Татаринчик А.А., Федотов Д.М., Королик В.В., А. А АльСабунчи. Особенности образа жизни современной студенческой молодежи. Здоровье населения и среда обитания — ЗНиСО. 2018; 11. (308): 5–8.

18. Долич В.Н., Комлева Н.Е., Заикина И.В., Мазилов С.И., Поздняков М.В. Связь факторов образа жизни с распространенностью и характером головной боли у подростков. Санитарный врач. 2023; 8: 489–499. doi: 10.33920/med-08-2308-02

19. Лангуев К.А., Богомолова Е.С. Гигиенические проблемы цифровой образовательной среды и пути их разрешения (обзор). Санитарный врач. 2022; 7: 483–491. doi: 10.33920/мед-08-2207-05.

20. Рапопорт И.К., Лапонова Е.Д., Гудинова Ж.В., Соколова Н.В., Тикашкина О.В., Васьковская Ю.С. Особенности жизнедеятельности и самочувствие студентов в цифровой среде. Гигиена и санитария. 2022; 101. 3: 323–330. doi: 10.47470/0016-9900-2022-101-3-323-330.

21. Гаврилова Ю.А., Исаханов А.Л., Ситников И.Г. Стрессоустойчивость студентов медицинского вуза как показатель работоспособности в условиях гигиенической организации формационного процесса. Санитарный врач. 2022; 3: 190–196. doi: 10.33920/мед-08-2203-02.

22. Либина, И. И., Попов М.В. Режим дня как одна из основных составляющих здоровья студентов. Новой школе — здоровые дети: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 02–03 октября 2020 года / Отв. за выпуск Н.М. Кувшинова, И.В. Попков. — Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2020; 112–114.

23. Цурган А.М., Дементьев А.А., Ляпкало А.А., Соловьев Д.А., Харионов В.И., Стунеева Г.И., Здольник Т.Д., Казаева О.В. Особенности образа жизни студентов-медиков. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021; 29. 6: 1531–1535. doi: 10.32687/0869-866X-2021-29-6-1531-1535.

24. Physical Activity, Sedentary Behavior, and Quality of Life among University Students. Nowak PF, Bożek A, Blukacz M. Biomed Res Int. 2019 Dec 18;2019:9791281. doi: 10.1155/2019/9791281.

25. Wattanapisit A, Fungthongcharoen K, Saengow U, et alPhysical activity among medical students in Southern Thailand: a mixed methods studyBMJ Open 2016;6: e013479. doi: 10.1136/bmjopen-2016–013479.

26. Sinha S, Dhooria S, Sasi A, Tomer A, Thejeswar N, Kumar S, Gupta G, Pandey RM, Behera D, Mohan A, Sharma SK. A study on the effect of mobile phone use on sleep. Indian J Med Res. 2022 Mar;155 (3&4):380–386. doi: 10.4103/ ijmr.ijmr_2221_21.

27. Tettamanti G, Auvinen A, Åkerstedt T, Kojo K, Ahlbom A, Heinävaara S, Elliott P, Schüz J, Deltour I, Kromhout H, Toledano MB, Poulsen AH, Johansen C, Vermeulen R, Feychting M, Hillert L; COSMOS Study Group. Long-term effect of mobile phone use on sleep quality: Results from the cohort study of mobile phone use and health (COSMOS). Environ Int. 2020 Jul;140:105687. doi: 10.1016/j.envint.2020.105687.

1. Ushakov I.B., Melihova E.P., Libina I.I., Gubina O.I. Hygienic and psychophysiological features of health formation of medical students. Gigiena i sanitariya (Hygiene and sanitation). 2018; 97. (8): 756–761. doi: 10.18821/0016-9900-2 018-97-8-756-761. (in Russian)

2. Meermanova I.B., Sedach N.N., Bol’shakova I. A., Kalbekov ZH.A. Current state and problems of health of student youth. Medicina i ekologiya (Medicine and the environment). 2019; 2. (91): 5–11. (in Russian)

3. Berdiev R.M., Kiryushin V.A., Motalova T.V., Miroshnikova D.I. Health status of medical students and factors determining it. Rossijskij mediko-biologicheskij vestnik imeni akademika I.P. Pavlova (Russian Medical and Biological Bulletin named after Academician I.P. Pavlov). 2017; 25. (2): 303–315. doi: 10.23888/PAVLOVJ20172303–315. (in Russian)

4. ZHukova T. V., Gorbacheva N.A., Haragurgieva I.M., Belik S. N, Kononenko N.A., Sbykovskaya L.V. Student health as a predictive model for the health of the nation. Zdorov’e naseleniya i sreda obitaniya- ZniSO (Population health and habitat — ZNIS). 2018; 4. (301): 36–41. doi: 10.35627/2219–5238/2018-301-4-36-41. (in Russian)

5. Minnibaev T. SH., Rapoport I.K., CHubarovskij V. V., Timoshenko K.T., Goncharova G.A. Theoretical and methodological approaches to the comprehensive study of the health status of university students and teachers. Zdorov’e naseleniya i sreda obitaniya- ZniSO (Population health and habitat — ZNIS). 2012; 2. (227): 15–17. (in Russian)

6. Fertikova T.E., Ryaskin K.A., Ryaskina D.A. Assessing the relationship of adaptability and adherence to daily routine of students in school and medical school. Aktual’nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk (Actual problems of humanitarian and natural sciences). 2015; 12. (4): 151–153. (in Russian)

7. Suhinina K.V., Brel’ P. YU., Kuklin A.V. Features of the regime, diet and physical development of freshmen. Zametki uchenogo (Scientist’s Notes). 2021; 12. (1): 434–441. (in Russian)

8. Picton A, Greenfield S, Parry J. Why do students struggle in their first year of medical school? A qualitative study of student voices. BMC Med Educ. 2022 Feb 16;22 (1):100. doi: 10.1186/s12909-022-03158-4.

9. Voroncova K.B. Perception of space and time: the case of pendulum migration of students. Anthropology of interdisciplinarity: Abstracts of the international scientific conference «Second Tomsk Anthropological Forum», Tomsk, October 11–13, 2018. — Tomsk: National Research Tomsk State University, 2018; 83–84. (in Russian)

10. Starikova A.V. Educational migration in Bavaria: features and role in shaping the migration picture of the region. Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Geografiya. Geologiya (Scientific Notes of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Geography. Geology). 2017; Т. 3 (69); 3. (2): 174–186. (in Russian)

11. Sokolova A.A., Kalachikova O.N. Pendular migration: conceptual problems of measurement. Ekonomika SeveroZapada: problemy i perspektivy razvitiya (Economy of the North-West: problems and prospects of development). 2022; 1. (68): 52–66. doi: 10.52897/2411-4588-2022-1-52-66. (in Russian)

12. Bedrina E.B., Kozlova O.A., Ishukov A.A. Methodological issues of estimating pendular migration of population. Ars Administrandi (Iskusstvo upravleniya) (Ars Administrandi (The Art of Management)). 2018; 10 (4): 631–648. (in Russian)

13. Gudinova ZH.V., Vas’kovskaya YU.S., Pavlinova E.B., ZHernakova G. N., Gegechkori I.V. Regulatory and methodological issues of hygienic assessment of teaching schedule in a medical school. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2023; 5: 319–330. doi: 10.33920/med-08-2305-05. (in Russian)

14. Vas’kovskaya YU.S., Gudinova ZH.V., ZHernakova G. N., SHreder A. YU., Zav’yalova A.V. The hygienic problem of providing university students with educational furniture. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2024; 1: 44–54. doi: 10.33920/med-08-2401-04. (in Russian)

15. Klimkovich E.A. Questioning as a descriptive method of pedagogical measurements: peculiarities of its use in the framework of educational monitoring. Quality management system in the modern university: achievements, problems and prospects: Proceedings of the scientific-practical conference, Vitebsk, June 02–03, 2010. — Vitebsk: Vitebsk State University named after P.M. Masherov. P.M. Masherov, 2010; 190–192. (in Russian)

16. Gudinova ZH.V., Demakova L.V. Technologies of statistical analysis of medical data: primary data analysis, comparison of groups. Fundamental’naya i klinicheskaya medicina (Basic and clinical medicine). 2023; Т. 8. 1: 119–131. doi: 10.23946/2500-0764-2023-8-1-119-131. (in Russian)

17. Milushkina O. YU., Markelova S.V., Skoblina N.A., Tatarinchik A.A., Fedotov D.M., Korolik V.V., A. A Al’ — Sabunchi. Peculiarities of lifestyle of modern student youth. Zdorov’e naseleniya i sreda obitaniya- ZniSO (Population health and habitat — ZNIS).2018; 11. (308): 5–8. (in Russian)

18. Dolich V.N., Komleva N.E., Zaikina I.V., Mazilov S.I., Pozdnyakov M.V. The association of lifestyle factors with the prevalence and pattern of headache in adolescents. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2023; 8: 489–499. doi: 10.33920/med-08-2308-02. (in Russian)

19. Languev K.A., Bogomolova E.S. Hygienic problems of digital educational environment and ways to solve them (review). Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2022; 7: 483–491. doi: 10.33920/мед-08-2207-05. (in Russian)

20. Rapoport I.K., Laponova E.D., Gudinova ZH.V., Sokolova N.V., Tikashkina O.V., Vas’kovskaya YU.S. Characteristics of students’ livelihoods and well-being in the digital environment. Gigiena i sanitariya (Hygiene and Sanitation). 2022;

101. 3: 323–330. doi: 10.47470/0016-9900-2022-101-3-323-330. (in Russian)

21. Gavrilova YU.A., Isahanov A.L., Sitnikov I.G. Stress resistance of medical students as a performance indicator in conditions of hygienic organization of formation process. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2022; 3: 190–196. doi: 10.33920/мед-08-2203-02. (in Russian)

22. Libina, I. I., Popov M.V. Daily routine as one of the main components of students’ health. New school — healthy children: Proceedings of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference, Voronezh, October 02–03, 2020 / Edited by N.M. Kuvshinova, I.V. Popkov. — Voronezh: Voronezh State Pedagogical University, 2020; 112–114. (in Russian)

23. Curgan A.M., Dement’ev A. A., Lyapkalo A.A., Solov’ev D. A., Harionov V.I., Stuneeva G.I., Zdol’nik T. D., Kazaeva O.V. Lifestyle features of medical students. Problemy social’noj gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny (Problems of social hygiene, public health and history of medicine). 2021; 29. 6: 1531–1535. doi: 10.32687/0869866X-2021-29-6-1531-1535. (in Russian)

24. Physical Activity, Sedentary Behavior, and Quality of Life among University Students. Nowak PF, Bożek A, Blukacz M. Biomed Res Int. 2019 Dec 18;2019:9791281. doi: 10.1155/2019/9791281. (in Russian)

25. Wattanapisit A, Fungthongcharoen K, Saengow U, et alPhysical activity among medical students in Southern Thailand: a mixed methods studyBMJ Open 2016;6: e013479. doi: 10.1136/bmjopen-2016–013479.

26. Sinha S, Dhooria S, Sasi A, Tomer A, Thejeswar N, Kumar S, Gupta G, Pandey RM, Behera D, Mohan A, Sharma SK. A study on the effect of mobile phone use on sleep. Indian J Med Res. 2022 Mar;155 (3&4):380–386. doi: 10.4103/ ijmr.ijmr_2221_21.

27. Tettamanti G, Auvinen A, Åkerstedt T, Kojo K, Ahlbom A, Heinävaara S, Elliott P, Schüz J, Deltour I, Kromhout H, Toledano MB, Poulsen AH, Johansen C, Vermeulen R, Feychting M, Hillert L; COSMOS Study Group. Long-term effect of mobile phone use on sleep quality: Results from the cohort study of mobile phone use and health (COSMOS). Environ Int. 2020 Jul;140:105687. doi: 10.1016/j.envint.2020.105687.

Conflict of interest. The author declares that there is no conflict of interest.

Funding. The study had no financial support.

For correspondence: Gudinova J.V., e-mail: gud@list.ru

Information about the authors:

Gudinova J.V., https://orcid.org/0000-0001-6869-6057

Vaskovskaya I.S., https://orcid.org/0000-0002-4172-6129

Zhernakovа G.N., http://orcid.org/0000-0002-9802-0805

SHreder A. YU., https://orcid.org/0009-0002-5674-4423

SHpakova G. N., https://orcid.org/0009-0004-5351-0773

Author’s contribution: the authors have made an equal contribution to the preparation of the article

Как известно, основным фактором формирования здоровья лиц, обучающихся в различных образовательных организациях, в вузе, в том числе, является организация образовательного процесса. В настоящее время высшее образование характеризуется значительной интенсификацией, высокой учебной нагрузкой, значительным вовлечением электро-информационной образовательной среды в обучение, что неминуемо предполагает сокращение времени студентов на сон, отдых, досуг, питание и движение, а в итоге — ухудшение здоровья лиц с высшим образованием, будущей интеллектуальной элиты общества [1–5].

Особенные трудности соблюдения здорового образа жизни и, в частности, правильного режима дня отмечаются у первокурсников. Повышенные академические требования, переезд в другой город, часто — в более крупный, с отделением от семьи и привычного образа жизни, необходимостью самостоятельно распределять свое время и организовывать быт подразумевает значительные изменения привычного образа жизни студентов 1 курса [6–8].

Трудности обучения в вузе зачастую усугубляет необходимость ежедневного перемещения по городу: маятниковая миграция студентов по учебным корпусам и базам вуза требует дополнительных затрат времени студента и оставляет ему еще менее возможностей для полноценных сна и отдыха [9–12].

Для Цитирования:
Ж. В. Гудинова, Ю. С. Васьковская, Г. Н. Жернакова, А. Ю. Шредер, Г. Н. Шпакова, Влияние образовательного процесса в вузе на образ жизни и маятниковую миграцию студентов медицинского университета. Санитарный врач. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: