Согласно докладу Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), шизофрения в настоящее время является одним из наиболее инвалидизирующих психических заболеваний [4].
Согласно актуальным представлениям и действующим классификациям психических и поведенческих расстройств нарушение социального функционирования является определяющей характеристикой шизофрении, сохраняющейся на всем протяжении болезни [8, 9].
Оценка психического здоровья предполагает исследование эффективности лечебных мероприятий и программ реабилитации. В этом случае наиболее важным и значимым показателем в оценке результатов является показатель качества жизни [7].
В современной психиатрии реализуется новая парадигма лечения шизофрении. Внимание психиатров фокусируется не на снятии симптомов, а на предупреждении рецидивов. Поэтому стандартом терапии становится долгосрочное последовательное ведение больного при минимизации обострений и достижении максимально возможного социального приспособления и качества жизни. Как следствие такого подхода, основной стратегией лечения пациентов с шизофренией является комплексный подход, сочетающий в себе индивидуально подобранную фармакотерапию и психотерапевтическое воздействие с целью повышения социального функционирования пациентов, минимизации социальной дезадаптации и предупреждения обострений заболевания [8].
Согласно международным нормам и стандартам, касающимся проблем инвалидов, основным приоритетом в оказании медицинской помощи в настоящее время является не только облегчение и устранение психопатологической симптоматики, но и, прежде всего, поддержка пациентов в их повседневной жизни, а также оказание им помощи в интеграции в сообщество и развитии их потенциальных возможностей [6].
Психиатрическая реабилитация при шизофрении предполагает использование психосоциальных вмешательств, основная цель которых – помочь пациентам, страдающим психическими расстройствами, достичь максимально возможного уровня независимого функционирования, обучить пациентов контролировать симптомы болезни и добиться повышения удовлетворенности жизнью в целом [1].