По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Влияние мотивационной сферы на профессиональное самоопределение студентов медицинского колледжа

Березкина Елена Дмитриевна магистрант 3‑го года обучения направления подготовки «общественное здравоохранение» Института сестринского образования, ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: berezkina@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0001-8513-1162
Карасева Лариса Аркадьевна доктор медицинских наук, директор Института сестринского образования, завкафедрой сестринского дела, ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: karaseva_larisa@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3999-9731

Целью исследования является изучение влияния мотивационной сферы на профессиональное самоопределение студентов медицинского колледжа. Результаты. Проведен теоретический анализ научной психологической литературы, определены понятия «профессиональное самоопределение», «профессиональное самоопределение студентов», «мотивация профессионального самоопределения»; выявлены особенности профессионального самоопределения студентов средних профессиональных учреждений; изучено влияние мотивационной сферы студентов на их профессиональное самоопределение; подобран комплекс диагностических методик с целью выявления влияния мотивационной сферы студентов на их профессиональное самоопределение; проведен количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования. Заключение. Исследование проблемы влияния мотивационной сферы на профессиональное самоопределение студентов средних профессиональных образовательных учреждений является актуальной проблемой на современном этапе развития психологической науки. Учебно-профессиональная деятельность студентов становится успешной, если у них сформирован высокий уровень мотивации к данному виду деятельности.

Литература:

1. Доронина Н.Н. Психологические особенности профессиональной направленности студентов педагогических специальностей. Автореф. дисс. к. псх. н. — Курск, 2015; 24 с.

2. Николаева С.Ю. Проблема направленности личности студента и его мотивационная ориентация в профессиональной подготовке /С.Ю. Николаева //Концепт. — 2015. — Спецвыпуск № 28 — АКТ; С. 2–6.

3. Фирсова Т.А. Профессионального самоопределение студентов в условиях обучения в вузе /Т.А. Фирсова //Самарский научный вестник. — № 1 (6). Самара. — 2014; С.118–120.

4. Карасева Л.А. Профессиональное обучение и развитие среднего медицинского персонала /Л.А. Карасева, А.В. Пятаева //Медсестра. — Издательский дом ПАНОРАМА. — 2018; С. 38–41.

1. Doronina N.N. Psychological features of the professional orientation of students of pedagogical specialties. Abstract diss. Ph.D. — Kursk, 2015; 24 p. (In Russian)

2. Nikolaeva S.Yu. The problem of the orientation of the student’s personality and his motivational orientation in vocational training /S.Yu. Nikolaev //Concept. — 2015. — Special issue No. 28-ACT; pp. 2–6. (In Russian)

3. Firsova T.A. Professional self-determination of students in the conditions of training at the university /T.A. Firsova //Samara Scientific Bulletin. — No. 1 (6). Samara. — 2014; pp.118–120. (In Russian)

4. Karaseva L.A. Vocational training and development of nursing staff /L.A. Karaseva, A.V. Pyataeva //Nurse. — PANORAMA Publishing House. — 2018; pp. 38–41. (In Russian)

В современных условиях проблема профессиональной подготовки приобретает особую актуальность, наполняется новым содержанием, так как одной из важных задач среднего профессионального образования является формирование профессионального самоопределения у студентов [1].

Одной из первых ступеней формирования профессионала является профессиональный выбор, который является результатом профессионального самоопределения. Процесс профессионального самоопределения продолжается на протяжении всей жизни человека, но впервые актуализируется в ранней юности. Поэтому закономерности протекания данного процесса, сформировавшись в этом возрасте и закрепившись первыми успехами в профессиональном выборе, начинают определять процесс профессионального самоопределения и в дальнейшем управлять профессиональным ростом будущего профессионала [3].

Профессиональное самоопределение — особый вид деятельности личности. В своей структуре профессиональное самоопределение содержит мотивационный, операционный и регуляторный компоненты [2].

Структура мотивации профессионального самоопределения индивидуальна для каждого субъекта этой деятельности, однако имеет и ряд базовых черт, обусловленных общностью социальной ситуации развития личности в обществе, возрастными особенностями [4].

Эмпирическое исследование влияния мотивационной сферы на профессиональное самоопределение студентов медицинского колледжа было проведено на базе ГБПОУ «Самарский медицинский колледж» имени Н. Ляпиной г.о. Самара. Эмпирическое исследование проводилось со студентами первого курса отделения «сестринское дело» (94 человека) в возрасте 16–18 лет. Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом постановочно-аналитическом этапе был проведен теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме профессионального самоопределения студентов средних профессиональных учебных заведений, определена гипотеза, методология и основные методы исследования.

На втором эмпирическом этапе был подобран комплекс диагностических методик, позволяющих определить влияние мотивационной сферы студентов на их профессиональное самоопределение, проведено эмпирическое исследование.

Для Цитирования:
Березкина Елена Дмитриевна, Карасева Лариса Аркадьевна, Влияние мотивационной сферы на профессиональное самоопределение студентов медицинского колледжа. Медсестра. 2022;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: