В современных условиях проблема профессиональной подготовки приобретает особую актуальность, наполняется новым содержанием, так как одной из важных задач среднего профессионального образования является формирование профессионального самоопределения у студентов [1].
Одной из первых ступеней формирования профессионала является профессиональный выбор, который является результатом профессионального самоопределения. Процесс профессионального самоопределения продолжается на протяжении всей жизни человека, но впервые актуализируется в ранней юности. Поэтому закономерности протекания данного процесса, сформировавшись в этом возрасте и закрепившись первыми успехами в профессиональном выборе, начинают определять процесс профессионального самоопределения и в дальнейшем управлять профессиональным ростом будущего профессионала [3].
Профессиональное самоопределение — особый вид деятельности личности. В своей структуре профессиональное самоопределение содержит мотивационный, операционный и регуляторный компоненты [2].
Структура мотивации профессионального самоопределения индивидуальна для каждого субъекта этой деятельности, однако имеет и ряд базовых черт, обусловленных общностью социальной ситуации развития личности в обществе, возрастными особенностями [4].
Эмпирическое исследование влияния мотивационной сферы на профессиональное самоопределение студентов медицинского колледжа было проведено на базе ГБПОУ «Самарский медицинский колледж» имени Н. Ляпиной г.о. Самара. Эмпирическое исследование проводилось со студентами первого курса отделения «сестринское дело» (94 человека) в возрасте 16–18 лет. Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом постановочно-аналитическом этапе был проведен теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме профессионального самоопределения студентов средних профессиональных учебных заведений, определена гипотеза, методология и основные методы исследования.
На втором эмпирическом этапе был подобран комплекс диагностических методик, позволяющих определить влияние мотивационной сферы студентов на их профессиональное самоопределение, проведено эмпирическое исследование.