На современном рынке товаров и услуг каждый производитель взаимодействует с внешней средой и сталкивается с проблемой ее влияния на организацию. Поэтому предпринимателям необходимо знать, как именно окружение виляет на эффективность деятельности предприятия, как рассчитать силу оказываемого воздействия и как сократить уровень влияния среды, при этом повышая конкурентоспособность организации, чтобы она могла приносить доход и в целом существовать на рынке в современных условиях.
Внешняя среда организации является неотъемлемой частью открытой системы организации и включает в себя такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и поставщики трудовых ресурсов [1, c. 216].
В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появились в конце 1950-х годов. Это стало одним из важнейших вкладов системного подхода в науку управления, поскольку подчеркивалась необходимость для руководителя рассматривать организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь соединенных связями с внешним миром [2].
Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду еще большее внимание. Организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. Поскольку от руководства зависит выживание компании, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию, и находить подходящие способы мгновенного реагирования на внешние воздействия.
Таким образом, внешняя среда — это совокупность факторов, оказывающих воздействие на деятельность организации. Несмотря на то, что многие факторы влияют на деятельность организации, раньше менеджеры в основном концентрировали внимание на экономических, а также технических факторах производства. Однако в настоящее время изменения установок людей, их ценностей, политических сил и сферы юридической ответственности привели к расширению спектра учета внешних воздействий на предприятии. Поэтому теперь к характеристикам внешней среды относят взаимосвязанность факторов, сложность среды, ее подвижность и неопределенность.