Распространенность псориаза в общей популяции по всему миру составляет от 2 до 3 %. В различных странах эти показатели варьируются от 0,09 до 11,4 % в зависимости от возраста пациентов, региона проживания и генетических факторов. В Европе псориазом страдают примерно 14 млн человек. Ежегодные расходы на лечение псориаза доходят до 7 млрд евро в Германии и до 11 млрд долларов в Соединенных Штатах [1, 2].
На фоне общего прироста (+8 %) распространенности псориаза среди всего населения Российской Федерации одновременно наблюдается снижение заболеваемости псориазом среди детей в возрасте 15–17 лет, составляя за семилетний период 25 % [1–3]. На долю хронического бляшечного псориаза приходится более 90 % общего числа случаев. Примерно у трети пациентов заболевание характеризуется рецидивирующим течением, от средней тяжести до тяжелого. Различные коморбидные состояния (болезни сердечно-сосудистой, системы, сахарный диабет 2 типа, метаболический синдром и ожирение) ассоциированы с псориазом и являются результатом системного иммунного воспалительного процесса в организме [4, 5]. Помимо влияния на физическое состояние больных, псориаз серьезно нарушает психологическое благополучие пациентов, у которых часто диагностируется тревожность и депрессия. Эти коморбидности ограничивают возможности физической активности пациентов в повседневных условиях [5, 6].
В настоящее время высокую распространенность метаболического синдрома среди больных псориазом исследователи объясняют развитием системного воспалительного процесса, общего для этих заболеваний. Провоспалительные цитокины, инициирующие и поддерживающие воспалительный процесс в коже и суставах, не являются медиаторами, специфичными исключительно для псориаза [7]. Многие ключевые молекулы псориатического воспаления принимают участие в патогенезе заболеваний, формирующих метаболический синдром. Выявлена прямая корреляция между развитием сахарного диабета, эндотелиальной дисфункции, прогрессированием атеросклероза, артериальной гипертензии, ишемической болезни сердца и высоким уровнем в крови провоспалительных цитокинов — интерлейкина-1 (ИЛ-1), ИЛ-6, ИЛ-17, фактора некроза опухолей альфа (ФНО-α), а также С-реактивного белка и фибриногена [8]. Активное изучение механизмов развития метаболического синдрома и его ассоциации с псориазом привело к появлению нового термина «метаболическое воспаление», под которым подразумевается системное субклиническое воспаление у пациентов с метаболическим синдромом [9–11].