По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.02 DOI:10.33920/nik-02-2207-07

Влияние массовых коммуникаций на воспитание современной молодежи (из опыта воспитания в колледже Московского гуманитарного университета)*

Ксенофонтова Алевтина Анатольевна директор колледжа, доцент кафедры теории рекламы и массовых коммуникаций Московского гуманитарного университета, канд. ист. наук, 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: aksenofonotova@mosgu.ru
Чецкая Мария Валерьевна заместитель директора колледжа Московского гуманитарного университета по воспитательной работе, 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: mchetskaya@mosgu.ru

В статье раскрыты теоретические аспекты воздействия массовых коммуникаций на подростков, а также практический опыт работы со студенческой молодежью колледжа Московского гуманитарного университета в современных условиях. Особое внимание обращается на влияние социальных сетей, избыточность информации о различных аспектах современной действительности, которые создают дополнительные сложности для выстраивания системной работы со студентами.

Литература:

1. Бокова Н.В., Симонович Н.Н., Багрецов Д.Н. и др. Воспитание молодежи в эпоху глобализации: психологические особенности // Аграрное образование и наука. — 2017. — № 3. — С. 4–8.

2. Гузева М.В. Влияние СМИ на ценностные ориентации современной молодежи // Интеграция мировой науки в условиях кризиса: теоретические подходы и практические результаты: Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции. — Ростов-на-Дону: Южный университет, 2019. — С. 106–108.

3. Мерзлякова Г.В., Даньшина С.А., Сафиуллина А.Р. Формирование медиакультуры студенческой молодежи в регионе // Актуальные тенденции социальных коммуникаций: история и современность. Сборник научных статей (материалы Международной научно-практической конференции) / под ред. Г.В. Мерзляковой. — Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2018. — С. 5–12.

4. Программа воспитания обучающихся Московского гуманитарного университета на 2021–2025, утв. приказом ректора Университета от 25.02.2021 № 109. — М.: Типография МосГУ, 2021. — 40 с.

1. Bokova N.V., Simonovich N.N., Bagretsov D.N. i dr. Vospitaniye molodezhi v epokhu globalizatsii: psikhologicheskiye osobennosti // Agrarnoye obrazovaniye i nauka. — 2017. — № 3. — S. 4–8.

2. Guzeva M.V. Vliyaniye SMI na tsennostnyye oriyentatsii sovremennoy molodezhi // Integratsiya mirovoy nauki v usloviyakh krizisa: teoreticheskiye podkhody i prakticheskiye rezul'taty: Materialy XVIII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. — Rostov-na-Donu: Yuzhnyy universitet, 2019. — S. 106–108.

3. Merzlyakova G.V., Dan'shina S.A., Safiullina A.R. Formirovaniye mediakul'tury studencheskoy molodezhi v regione // Aktual'nyye tendentsii sotsial'nykh kommunikatsiy: istoriya i sovremennost'. Sbornik nauchnykh statey (materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii) / pod red. G.V. Merzlyakovoy. — Izhevsk: Izdatel'skiy dom «Udmurtskiy universitet», 2018. — S. 5–12.

4. Programma vospitaniya obuchayushchikhsya Moskovskogo gumanitarnogo universiteta na 2021–2025, utv. prikazom rektora Universiteta ot 25.02.2021 № 109. — M.: Tipografiya MosGU, 2021. — 40 s.

* Статья подготовлена в рамках V Общероссийской научной конференции «Моисеевские чтения. Стратегическое целеполагание, формирование нового мировоззрения и образование» (Москва, 21–23 апреля 2022 г.).

В современном глобальном мире многое стремительно меняется: технологии, значение информации, характер взаимодействий людей. Однако базовые социальные понятия и процессы неизменны. В частности, воспитание по-прежнему лишь часть общего процесса социализации, которая протекает не только целенаправленно под воздействием родителей и педагогов, но и спонтанно. Именно изменение характера спонтанного воздействия, появление новых каналов массовых коммуникаций вынуждает выстраивать по-новому систему воспитания молодежи.

Современные исследователи и практики, которые занимаются воспитанием, выделяют ряд факторов воздействия на современных подростков:

— изменение ценностных ориентаций молодежи под влиянием СМИ и социальных сетей, которые выводят на первый план образ потребителя, бездуховного человека;

— изменение примеров для подражания: теперь успешным человеком является тот, кто финансово обеспечен и готов ради работы пожертвовать временем, дружбой, семьей, способен ради эгоистичных целей совершать неблаговидные поступки [1, c. 4–8];

— средства массовой коммуникации сегодня представляют собой систему так называемого неформального образования, во многом не соответствующую духовно-нравственным принципам российского общества [2, c. 106–108];

— возросшее влияние средств массовой коммуникации приводит к отдалению от родителей, снижению ценности общения в кругу семьи; предпочтение отдается просмотру часто некачественного, а порой просто аморального видео на различных интернет-платформах.

Безусловно, можно выделить и положительные аспекты воздействия массовых коммуникаций. Например, ижевские ученые отмечают, что средства интернет-коммуникаций расширяют возможности для общения, делают общедоступным те его виды, которые раньше были доступны лишь малой части населения [3, c. 5–12]. К этому можно добавить широкие возможности для поиска образовательной информации, самообразования, расширения кругозора.

Для Цитирования:
Ксенофонтова Алевтина Анатольевна, Чецкая Мария Валерьевна, Влияние массовых коммуникаций на воспитание современной молодежи (из опыта воспитания в колледже Московского гуманитарного университета)*. Ученый совет. 2022;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: