* Статья подготовлена в рамках V Общероссийской научной конференции «Моисеевские чтения. Стратегическое целеполагание, формирование нового мировоззрения и образование» (Москва, 21–23 апреля 2022 г.).
В современном глобальном мире многое стремительно меняется: технологии, значение информации, характер взаимодействий людей. Однако базовые социальные понятия и процессы неизменны. В частности, воспитание по-прежнему лишь часть общего процесса социализации, которая протекает не только целенаправленно под воздействием родителей и педагогов, но и спонтанно. Именно изменение характера спонтанного воздействия, появление новых каналов массовых коммуникаций вынуждает выстраивать по-новому систему воспитания молодежи.
Современные исследователи и практики, которые занимаются воспитанием, выделяют ряд факторов воздействия на современных подростков:
— изменение ценностных ориентаций молодежи под влиянием СМИ и социальных сетей, которые выводят на первый план образ потребителя, бездуховного человека;
— изменение примеров для подражания: теперь успешным человеком является тот, кто финансово обеспечен и готов ради работы пожертвовать временем, дружбой, семьей, способен ради эгоистичных целей совершать неблаговидные поступки [1, c. 4–8];
— средства массовой коммуникации сегодня представляют собой систему так называемого неформального образования, во многом не соответствующую духовно-нравственным принципам российского общества [2, c. 106–108];
— возросшее влияние средств массовой коммуникации приводит к отдалению от родителей, снижению ценности общения в кругу семьи; предпочтение отдается просмотру часто некачественного, а порой просто аморального видео на различных интернет-платформах.
Безусловно, можно выделить и положительные аспекты воздействия массовых коммуникаций. Например, ижевские ученые отмечают, что средства интернет-коммуникаций расширяют возможности для общения, делают общедоступным те его виды, которые раньше были доступны лишь малой части населения [3, c. 5–12]. К этому можно добавить широкие возможности для поиска образовательной информации, самообразования, расширения кругозора.