По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2

Влияние личностных характеристик на формирование лидера

Князева Г. П. студентка 4-го курса направления подготовки «Сестринское дело», уровень бакалавриата
Карасева Л. А. д-р мед. наук, директор, Институт сестринского образования E-mail: karaseva_larisa@mail.ru федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации 443099, г. о. Самара, ул. Чапаевская, д. 89

Анализируя деятельность медицинских организаций, можно отметить, что при одинаковых кадровых и финансовых возможностях успехи отдельных коллективов разные. Проблема заключается не только в объективных условиях, но и в личности организатора. Изучение личности сестринского руководителя необходимо и для оценки его способности адаптации к условиям реформирования. Для руководителя выделены такие желательные личностные качества, как интеллект, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость, креативность, предприимчивость, ответственность и надежность, что соответствует идеальным качествам сестры-руководителя [15].

Литература:

1. Водопьянова Н. Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика. — СПб.: Изд-во Санкт-петербургского ун-та, 2011. — 159 с.

2. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — М. и др.: Питер, 2012. — 573 с.

3. Реан А. А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2010. — С. 34–45.

4. Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. и др. Личностные и профессиональные качества. — Р-н/Д: Феникс, 2012. — 495 с.

5. Профессиональные и личностные качества медицинских сестер-менеджеров Четверикова Н.П. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.scienceforum. ru/2014/761/3848.

По данным отечественных социологических исследований личности медицинской сестры-организатора, из имеющихся личностно-характерологических качеств отмечены: неуверенность в своих силах, склонность к аффективным реакциям, ситуативная тревожность, излишняя агрессия и конфликтность как следствие заниженного уровня самооценки и затруднения в построении контактов с людьми.

Таким образом, в личностном портрете руководителя сестринского дела наряду с высокими профессиональными амбициями и исполнительской дисциплиной имеют место заниженный уровень самооценки, нестабильная личная эмоциональная устойчивость, слабое знание основ коммуникации.

В связи с этим возникает актуальное направление для проведения исследовательской работы, связанной с развитием лидерских качеств медицинской сестрыруководителя.

В исследовании принимали участие студенты-бакалавры направления подготовки «Сестринское дело» 1–4-го курсов Института сестринского образования Самарского государственного медицинского университета (30 человек), старшие медицинские сестры отделений государственного бюджетного учрежденияздравоохранения «Самарская областная клиническая больница им. В. Д. Середавина» (20 человек).

Респонденты были распределены на 8 совокупностей, различающихся по возрасту и роду деятельности.

Студенты-бакалавры были разделены на совокупности по курсам обучения. Причем ни в одну из совокупностей не включались лица, занимающие руководящие должности. Средний возраст каждой совокупности представлен на рисунке 1.

Лидеры сестринского дела — старшие медицинские сестры — нами были разделены в совокупности с четким возрастанием по стадиям профессионального самоопределения [10], средний возраст каждой группы представлен на рисунке 2.

Для изучения динамики развития личностных качеств лидеров сестринского дела важно обозначить стаж работы в должности руководителя (рис. 3).

Средний стаж работы специалистов в должности старшей медицинской сестры составил: в 1-й группе, где протекает профессиональная адаптация с самоопределением в отдельных трудовых функциях руководителя, — 2 года; во 2-й группе, где идет первичная профессионализация в качестве самоопределения в целом на трудовом посту, — 5 лет; в 3-й группе вторичной профессионализации, где сестра-руководитель уверенно определяется в профессии, — 12 лет;

Для Цитирования:
Князева Г. П., Карасева Л. А., Влияние личностных характеристик на формирование лидера. Медсестра. 2018;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: