Результаты отечественных социологических исследований, направленных на изучение личности медицинской сестры-организатора, показывают следующие важные характеристики: неуверенность в своих силах, склонность к аффективным реакциям, ситуативную тревожность, излишнюю агрессию и конфликтность как следствие заниженного уровня самооценки и затруднения в построении контактов с людьми.
Анализируя деятельность медицинских организаций, важно отметить, что при одинаковых кадровых и финансовых возможностях успехи отдельных коллективов разные. Проблема заключается не только в объективных условиях, но и в личности руководителей организации.
Цель исследования — разработка программы развития лидерских качеств личности медицинской сестры-руководителя.
В настоящем исследовании был использован стандартизованный многофакторный личностный тест-опросник Р. Кеттелла 16PF. С его помощью измерялись 16 факторов личности — личностных черт, свойств, отражающих относительно устойчивые способы взаимодействия респондента с окружающим миром и самим собой. В ходе исследования были выявлены эмоциональные, коммуникативные, интеллектуальные свойства, а также свойства саморегуляции, обобщающие информацию человека о самом себе. По 16 факторам построены обобщенные «профили личности» в разных исследуемых совокупностях. При интерпретации уделено внимание в первую очередь «пикам» профиля, т. е. наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в профиле, в особенности тем показателям, которые в отрицательном полюсе находятся в границах от 1 до 3 стенов, а в положительном — от 8 до 10 стенов.
В данном исследовании проводился расчет простой среднеарифметической величины, которая представляет собой среднее слагаемое, при определении которого общий объем данного признака в совокупности данных поровну распределяется между всеми единицами, входящими в данную совокупность. Среднеарифметическая простая величина исчислялась по формуле
где x — баллы, n — количество баллов.
Таким образом, для успешного проведения исследования были определены базы исследования, респонденты и оптимальные методы исследования.