По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2103-09

Влияние личностных качеств на формирование лидера

Карасева Лариса Аркадьевна доктор медицинских наук, профессор кафедры сестринского дела, ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: karaseva_larisa@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3999-9731
Бессонова Татьяна Владимировна заместитель главного врача по работе со средним и младшим медицинским персоналом, клиника ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: super.bessonova1967@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0592-9690
Князева Галина Петровна студент-бакалавр 4 курса направления подготовки 34.03.01 Сестринское дело Института сестринского образования, ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: galya_knyazeva_71@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2584-160X

В современных условиях здравоохранения, характеризующихся исключительно динамичными переменами, особое значение приобретают проблемы, связанные с подготовкой специалистов сестринского дела, адекватных по своему профессиональному уровню значимости и сложности решаемых задач. В этой связи становится значимым процесс профессионализации медицинской сестры, в ходе которого происходит не только освоение профессиональных норм и стандартов, но и развитие личностных качеств специалиста, позволяющих ему стать лидером.

Литература:

1. Абульханова-Славская, К.А. Типологический подход к личности профессионала / К.А. Абульханова-Славская // Психологическое исследование проблемы формирования личности профессионала / под ред. В.А. Бодрова. — М., 2007; С. 58–67.

2. Богомолов, Д.И. Развитие лидерских качеств / Д.И. Богомолов, С.О. Быковских [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kom-dir.ru/article/1127-razvitie-liderskih-kachestv.

3. Ермолаева, Е.П. Теневые функции должностной роли в структуре профессионального маргинализма / Е.П. Ермолаева // Психологический журнал. — 2003. — № 3. — С. 56–65.

4. Сальников, Н.А. Реформирование высшей школы: концепция новой образовательной модели / Н.А. Сальников, С.С. Бурухин // Высшее образование в России. — 2008. — №2. — С. 3–11.

5. Скокарев, С.А. Менеджер по персоналу — знания о психологии личности / С.А. Скокарев //Управление персоналом. — 2014. — № 17. — С. 24–25.

6. Четверикова, Н.П. Профессиональные и личностные качества медицинских сестер — менеджеров / Н.П. Четверикова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. scienceforum.ru/2014/761/3848.

1. Abulkhanova-Slavskaya, K.A. Typological approach to the personality of a professional / K.A. Abulkhanova-Slavskaya // Psychological study of the problem of forming a professional’s personality / ed. V.A. Bodrov. — M. — 2007; pp. 58–67. (In Russ.)

2. Bogomolov, D.I. Leadership development / D.I. Bogomolov, S.O. Bykovskikh [http://www. kom-dir.ru/article/1127-razvitie-liderskih-kachestv] (In Russ.)

3. Ermolaeva, E.P. Shadow functions of an official role in the structure of professional marginalism / E.P. Ermolaeva // Psychological journal. — 2003. — No. 3. — P. 56–65. (In Russ.)

4. Salnikov, N.A. Reforming higher education: the concept of a new educational model / N.A. Salnikov, S.S. Burukhin // Higher education in Russia. — 2008. — No. 2. — P. 3–11. (In Russ.)

5. Skokarev, S.A. HR manager — knowledge about personality psychology / S.A. Skokarev // Personnel Management. — 2014. — No. 17. — Р. 24–25. (In Russ.)

6. Chetverikova, N.P. Professional and personal qualities of nursing managers / N.P. Chetverikov [http://www.scienceforum.ru/2014/761/3848]. (In Russ.)

Результаты отечественных социологических исследований, направленных на изучение личности медицинской сестры-организатора, показывают следующие важные характеристики: неуверенность в своих силах, склонность к аффективным реакциям, ситуативную тревожность, излишнюю агрессию и конфликтность как следствие заниженного уровня самооценки и затруднения в построении контактов с людьми.

Анализируя деятельность медицинских организаций, важно отметить, что при одинаковых кадровых и финансовых возможностях успехи отдельных коллективов разные. Проблема заключается не только в объективных условиях, но и в личности руководителей организации.

Цель исследования — разработка программы развития лидерских качеств личности медицинской сестры-руководителя.

В настоящем исследовании был использован стандартизованный многофакторный личностный тест-опросник Р. Кеттелла 16PF. С его помощью измерялись 16 факторов личности — личностных черт, свойств, отражающих относительно устойчивые способы взаимодействия респондента с окружающим миром и самим собой. В ходе исследования были выявлены эмоциональные, коммуникативные, интеллектуальные свойства, а также свойства саморегуляции, обобщающие информацию человека о самом себе. По 16 факторам построены обобщенные «профили личности» в разных исследуемых совокупностях. При интерпретации уделено внимание в первую очередь «пикам» профиля, т. е. наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в профиле, в особенности тем показателям, которые в отрицательном полюсе находятся в границах от 1 до 3 стенов, а в положительном — от 8 до 10 стенов.

В данном исследовании проводился расчет простой среднеарифметической величины, которая представляет собой среднее слагаемое, при определении которого общий объем данного признака в совокупности данных поровну распределяется между всеми единицами, входящими в данную совокупность. Среднеарифметическая простая величина исчислялась по формуле

где x — баллы, n — количество баллов.

Таким образом, для успешного проведения исследования были определены базы исследования, респонденты и оптимальные методы исследования.

Для Цитирования:
Карасева Лариса Аркадьевна, Бессонова Татьяна Владимировна, Князева Галина Петровна, Влияние личностных качеств на формирование лидера. Медсестра. 2021;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: