По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.4: 625.03: 625.04

Влияние конструкции тележки на работоспособность элементов системы «вагон — путь»

В.А. Нехаев д-р техн. наук, профессор, профессор кафедры «Теоретическая механика», Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС) Россия, г. Омск, пр. Маркса, д. 35 E-mail: nehaevVA@omgups.ru
В.А. Николаев д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой «Теоретическая механика», Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС) Россия, г. Омск, пр. Маркса, д. 35 E-mail: nikolaevVA@omgups.ru

Практикой доказано, что повышение осевой нагрузки в новых конструкциях грузовых вагонов с тележками, которые имеют типовую схему рессорного подвешивания, ведет к увеличению дефектов рельсов и угрожает безопасности движения поездов. Показаны преимущества тележек с рессорным подвешиванием, основанным на принципе компенсации внешних возмущений.

Литература:

1. Трихунков М.Ф. Транспортное производство в условиях рынка / М.Ф. Трихунков. — М.: Транспорт, 1993. — 225 с.

2. Шарапов С.Н. Проблемы создания малообслуживаемого пути / С.Н. Шарапов // Железнодорожный транспорт. — 2001. — № 3. — С. 25–32.

3. Коган А.Я. Воздействие на путь поездов, имеющих в своем составе вагоны с ползунами на колесных парах / А.Я. Коган // Вестник ВНИИЖТ. — 2014. — № 3. — С. 3–7.

4. Титова Т.С. Экономическая эффективность увеличения грузоподъемности вагонов / Т.С. Титова, Ю.П. Бороненко // Железнодорожный транспорт. — 2018. — № 5. — С. 55–61.

5. Карпущенко Н.И. Оценка и прогнозирование надежности рельсов в различных эксплуатационных условиях / Н.И. Карпущенко, П.С. Труханов // Известия Транссиба. — 2016. — № 2. — С. 118–126.

6. Степов В.В. Эксплуатация вагонов с повышенной осевой нагрузкой на участке Ковдор — Мурманск / В.В. Степов // Железнодорожный транспорт. — 2016. — № 10. — С. 19–22.

7. Вериго М.Ф. Еще раз о причинах и механизмах контактно-усталостных отказов рельсов / М.Ф. Вериго // Вестник ВНИИЖТ. — 2001. — № 5. — С. 21–26.

8. Ходовые качества грузового вагона на тележках ДП-3 / Е.К. Рыбников [и др.] // Вестник ИПЕМ: Техника железных дорог. — 2012. — № 2. — С. 59–63.

9. Галиев И.И. Методы и средства виброзащиты железнодорожных экипажей / И.И. Галиев, В.А. Нехаев, В.А. Николаев. — М.: Учебно-методический центр по образованию на ж.-д. транспорте, 2010. — 340 с.

10. Кудрявцев Н.Н. Определение вертикальных возмущений, вызывающих колебания обрессоренных частей вагона при движении по рельсовому пути / Н.Н. Кудрявцев, В.Н. Белоусов, Г.П. Бурчак // Вестник ВНИИЖТ. — 1982. — Вып. 5. — С. 3–9.

11. Ларин В.Б. Статистические задачи виброзащиты / В.Б. Ларин. — Киев: Наукова думка, 1974. — 127 с.

12. Николаев В.А. Оценка влияния параметров рессорного подвешивания грузового вагона на показатели его динамических качеств и безопасность движения / В.А. Николаев // Известия Транссиба. — 2017. — № 1 (29). — С. 17–27.

Известно, что железнодорожный транспорт является одной из ключевых отраслей экономики Российской Федерации, при этом основная прибыль АО «РЖД» достигается за счет грузоперевозок. В настоящее время мировые тенденции развития конкуренции на транспортном рынке требуют существенного повышения технического и технологического уровня российских железных дорог, которым крайне необходимо резко ускорить свое развитие, чтобы сократить разрыв со своими зарубежными и внутренними конкурентами, в том числе с трубопроводным транспортом, а также с грузовым автомобильным транспортом и Северным морским путем. В настоящее время в модельном парке российских железных дорог отсутствуют грузовые локомотивы, грузовые вагоны и подвижной состав для перевозки контейнеров с конструкционной скоростью 140 км/ч, что сдерживает развитие ускоренных контейнерных перевозок, в первую очередь по международному транспортному коридору «Восток-Запад», и снижает их конкурентоспособность. Несмотря на благоприятное географическое расположение Транссиба, доля мирового грузооборота перевозимых по нему контейнеров составляет всего 1%. При этом, как заявил президент Казахстана Н.А. Назарбаев, в 2019 году железными дорогами республики будет перевезено 2 млн контейнеров из стран Южно-Азиатского региона.

Низкая ходовая скорость движения грузовых поездов препятствует развитию скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов. В связи с этим существует острая необходимость решения ключевых проблем, которые ограничивают техническое и технологическое развитие железнодорожного транспорта.

Исходя из этой главной цели, направленной на повышение техникоэкономической эффективности показателей эксплуатации железнодорожного транспорта, в свете задач, недавно поставленных Президентом Российской Федерации, вытекают две ключевые проблемы российских железных дорог:

1) недостаточный уровень надежности технических средств;

2) острая необходимость повышения провозной и пропускной способности и снижение эксплуатационных затрат на тягу поездов и ремонт инфраструктуры.

Для Цитирования:
В.А. Нехаев, В.А. Николаев, Влияние конструкции тележки на работоспособность элементов системы «вагон — путь». Железнодорожник. 2020;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: