Известно, что железнодорожный транспорт является одной из ключевых отраслей экономики Российской Федерации, при этом основная прибыль АО «РЖД» достигается за счет грузоперевозок. В настоящее время мировые тенденции развития конкуренции на транспортном рынке требуют существенного повышения технического и технологического уровня российских железных дорог, которым крайне необходимо резко ускорить свое развитие, чтобы сократить разрыв со своими зарубежными и внутренними конкурентами, в том числе с трубопроводным транспортом, а также с грузовым автомобильным транспортом и Северным морским путем. В настоящее время в модельном парке российских железных дорог отсутствуют грузовые локомотивы, грузовые вагоны и подвижной состав для перевозки контейнеров с конструкционной скоростью 140 км/ч, что сдерживает развитие ускоренных контейнерных перевозок, в первую очередь по международному транспортному коридору «Восток-Запад», и снижает их конкурентоспособность. Несмотря на благоприятное географическое расположение Транссиба, доля мирового грузооборота перевозимых по нему контейнеров составляет всего 1%. При этом, как заявил президент Казахстана Н.А. Назарбаев, в 2019 году железными дорогами республики будет перевезено 2 млн контейнеров из стран Южно-Азиатского региона.
Низкая ходовая скорость движения грузовых поездов препятствует развитию скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов. В связи с этим существует острая необходимость решения ключевых проблем, которые ограничивают техническое и технологическое развитие железнодорожного транспорта.
Исходя из этой главной цели, направленной на повышение техникоэкономической эффективности показателей эксплуатации железнодорожного транспорта, в свете задач, недавно поставленных Президентом Российской Федерации, вытекают две ключевые проблемы российских железных дорог:
1) недостаточный уровень надежности технических средств;
2) острая необходимость повышения провозной и пропускной способности и снижение эксплуатационных затрат на тягу поездов и ремонт инфраструктуры.