По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения число детей-инвалидов составляет 2–3 % детского населения н продолжает увеличиваться. В структуре детской инвалидности первое место занимают болезни нервной системы, среди которых наиболее частой патологией является детский церебральный паралич (ДЦП), на долю которых приходится до 30 % от всех случаев инвалидизации детей по данному классу болезней [6].
В последние годы более пристальное внимание уделяется проблемам оценки качества жизни детей с различной патологией, в том числе с церебральным параличом. Wren и соавт. [9] показали снижение качества жизни по таким аспектам, как физическое здоровье, боль и дискомфорт, повседневная жизнедеятельность, участие в физических и социальных действиях, эмоциональный статус и чувство собственного достоинства, взаимодействие с сообществом, здоровье семьи, финансовая стабильность, социальное благополучие. В то же время в своей работе Vargus-Adams J. [8] показал, что уровень физического функционирования страдает в большей степени, чем психосоциальные аспекты, которые нарушаются лишь при тяжелых формах заболевания.
Таким образом, социальная значимость ДЦП, обусловленная ростом заболеваемости и инвалидизации в России и в мире, возможности применения высокотехнологичных методов и средств реабилитации, делают проблему реабилитации детей с ДЦП чрезвычайно актуальной для современной восстановительной медицины и могут оказать значимое влияние на качество жизни детей.
В настоящее время изучение качества жизни (КЖ) является одним из актуальных направлений в педиатрии и медицинской реабилитации, так именно этот показатель психофункционального состояния пациента является интегральным отражением качества проводимой комплексной реабилитации. В последнее десятилетие за рубежом оценка качества жизни входит в программу обследования и лечения пациентов [1]. Качество жизни — это интегральная характеристика физического, психологического, эмоционального н социального функционирования больного, основанная на его субъективном восприятии [5]. Физические аспекты качества жизни включают сон, отдых, боль, дискомфорт, усталость, сила, психологические — эмоции, мышление, внимание, память, самооценка, внешний вид, социально-личные взаимоотношения [2].