Нарушение слуха — один из самых распространенных сенсорных дефицитов среди людей, которым страдают 466 миллионов человек во всем мире [1]. Кохлеарные имплантаты (КИ) изменили жизнь пациентов, которые столкнулись с тяжелой и глубокой потерей слуха, за счет обхода обычных акустических механизмов и прямой электрической стимуляции кохлеарного нерва. Однако ключевые ограничения все еще сдерживают клиническую эффективность и широкую доступность этих имплантатов. Механическая травма, возникающая при установке КИ, а также травма тканей и хроническая воспалительная реакция могут повредить остаточный акустический слух.
Поддержание структурной целостности улитки и сохранение остаточного слуха крайне важно для пациентов, особенно для тех, кому предназначена электроакустическая стимуляция. Остаточный акустический слух может быть полезен в сочетании с электрическим слухом КИ (электроакустический слух), и любые мероприятия по его сохранению позволяют расширить возможности использования КИ. Сохранение остаточного слуха и структурной целостности улитки во время и после операции КИ представляют собой важную цель для улучшения сенсорных способностей. Однако значительное число пациентов теряют остаточный слух во время или после кохлеарной имплантации (средняя сохранность слуха через 1 мес.: 82 %, 6 мес.: 76 %, и 12 месяцев и более: 69 % [2]).
Интраоперационная потеря остаточного слуха связана с интракохлеарной травмой, вызванной установкой электродной решетки. Послеоперационная потеря слуха вызвана образованием фиброзной ткани и новой кости в улитке. Другой причиной послеоперационной тугоухости может быть воспалительная реакция/реакция инородных тел на платиново-иридиевые электроды и окружающий их силиконовый носитель [3].
Не подлежит сомнению тот факт, что снижение травматизма во время имплантации способно принести ряд существенных преимуществ. У пациентов с функциональным низкочастотным слухом до имплантации, минимизация травмы может позволить сохранить остаточный слух и электроакустическую стимуляцию. Для всех остальных пациентов уменьшение внутрикохлеарного повреждения даст возможность ограничить фиброз и оссификацию, что облегчает проведение ревизионной операции в случае отказа или модернизации устройства. Это особенно важно для пациентов детского возраста, у которых в течение жизни возрастает вероятность того, что потребуется повторная имплантация [4]. Кроме того, ограничение структурной травмы улитки открывает путь для будущих разработок, основанных на сохранении структуры улитки, например, это касается использования кортикостероидов или нейротрофинов, элюирующих КИ, или же регенерации волосковых клеток.