По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.4

Влияние канцерогенных факторов на безопасность работы сотрудников промышленных предприятий

Фурсов Д. Ю. руководитель проектов, ООО «Пищевые стандарты и технологии», г. Санкт-Петербург, E-mail: dyfursov@gmail.com
Александрова А. В. генеральный директор, ООО «Центр исследований и компетенций "Потребительская профилактика"», г. Санкт-Петербург, E-mail: ciikpp@ya.ru

Профессиональный рак является результатом воздействия канцерогенов на рабочем месте. Раннее выявление профессионального рака затруднено в основном из-за латентного периода, который может составлять до 20 и более лет. По этой причине важно разрабатывать и совершенствовать методы раннего выявления предраковых изменений. Для снижения заболеваемости и смертности от профессионального рака необходимы медицинское наблюдение и профилактика, а также законодательство. В промышленно развитых странах профессия причинно связана с 2–8% всех видов рака, однако, среди работников, подвергшихся воздействию, эта доля выше. Нет достоверных оценок – ни значимости профессионального рака, ни степени воздействия канцерогенов на рабочем месте в развивающихся странах. Относительно низкая степень значимости профессионального рака в промышленно развитых странах является результатом строгих правил в отношении нескольких известных канцерогенов, воздействие других не до конца исследованных агентов все еще разрешено. Хотя несколько профессиональных видов рака перечислены как профессиональные заболевания во многих странах, очень небольшая часть случаев на самом деле признается и компенсируется. Многие профессиональные канцерогены остаются незамеченными, потому что они связаны лишь с небольшим увеличением риска или потому что они просто не были изучены. Профессиональный рак в значительной степени является предотвратимым заболеванием.

Литература:

1. Список канцерогенов Всемирной организации здравоохранения. – Agents Classified by the IARC Monographs. Volumes 1–134.

2. Руководство Р 2.2.2006–05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29 июля 2005 г.) Приложение №3 (справочное). Перечень веществ, продуктов и производственных процессов, канцерогенных для человека.

3. СанПиН 1.2.2353–08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности».

4. СанПиН 2.1.3684–21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

5. СП 2.2.3670–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда».

6. Система добровольной сертификации на соответствие производства непищевой продукции и услуг условиям и нормам, исключающим наличие в готовой продукции канцерогенов No carcinogens. РОСС RU. З2890.04НКИ0.

7. Законодательно-нормативные акты Европейского союза (ЕС) в отношении непищевой промышленности.

8. RFC: Guidelines for Carcinogen, U. S. Environmental Protection Agency.

9. Pearce N., Boffetta P., Kogevinas M. Cancer. – https://www.iloencyclopaedia.org.

10. Boffetta P., Saracci R., Kogevinas M., Wilbourn J., Vainio H. Occupational Carcinogens. – https://www.iloencyclopaedia.org.

11. Gustavsson P. Prevention cancer. – https://www.iloencyclopaedia.org.

Минздрав предлагает расширить список профессиональных болезней, внеся в него онкологические. Действующий российский перечень профзаболеваний «профессионального» рака практически не учитывает в отличие от других стран, что, по мнению ведомства, не соответствует реальному положению вещей. По данным Роспотребнадзора, в 2022 году в РФ было зафиксировано 4,3 тыс. случаев профзаболеваний у 3,5 тыс. человек – почти в два раза меньше, чем в 2013 году (с него ведомство ведет сопоставимую статистику). Если обновленный перечень будет принят, статистика профессиональной заболеваемости в РФ может стать в разы хуже, платежи компаний в Социальный фонд вырастут за счет необходимости страхования новых рисков, а система социального страхования возьмет на себя часть нагрузки по лечению онкозаболеваний, которая сейчас ложится на обязательное медстрахование.

В общей структуре онкологических заболеваний промышленные канцерогены как первопричина занимают от 4 до 40% (в развитых странах от 2 до 8%).

Профессиональный рак является результатом воздействия канцерогенов на рабочем месте. Раннее выявление профессионального рака затруднено, в основном из‑за латентного периода, который может составлять до 20 и более лет. По этой причине важно разрабатывать и совершенствовать методы раннего выявления предраковых изменений. Для снижения заболеваемости и смертности от профессионального рака необходимы медицинское наблюдение и профилактика, а также законодательство.

Стратегии контроля профессионального воздействия химических канцерогенов изложены в Директиве Европейского союза по канцерогенам и в национальном законодательстве, таком как Британские правила контроля веществ, опасных для здоровья. Хотя такие законодательные требования должны распространяться на все химические канцерогены, воздействующие на рабочем месте, утверждается, что приоритет следует отдавать контролю за теми веществами, которые в наибольшей степени способствуют росту заболеваемости раком. Обсуждаются примеры возможных стратегий по снижению воздействия двух веществ (частиц дизельного топлива и выбросов лакокрасочных материалов). Был сделан вывод, что не существует реальных технических трудностей в контроле воздействия химических канцерогенов, однако, в отношении многих ключевых веществ нам необходимо изменить отношение к потенциальным рискам и наглядно продемонстрировать работодателям и сотрудникам, как снизить воздействие.

Для Цитирования:
Фурсов Д. Ю., Александрова А. В., Влияние канцерогенных факторов на безопасность работы сотрудников промышленных предприятий. Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала