Закончившийся 2023 г. был объявлен в нашей стране Годом педагога и наставника. Именно в этом году вся педагогическая общественность отметила еще одно важное событие — 200-летие со дня рождения великого отечественного Педагога и Учителя — К.Д. Ушинского.
Став поистине реформатором всей системы образования, он всю жизнь испытывал лишения и непризнание. Его биография и жизненный путь наполнены событиями, испытаниями и трагедиями, которые не смогли сломить дух великого педагога.
В данной статье сделаем попытку представить личность К.Д. Ушинского и внедренные им основные преобразования через призму социальной педагогики, психологии и социальной работы. Во многом его деятельность определялась тем, что он сам пережил в детстве и в последующие годы своей жизни. Ранняя потеря матери, вынужденная смена места жительства, болезни, преждевременная смерть собственного сына — все это далеко не полный список тех социальных проблем, которые оставили свой травмирующий след в самом Ушинском и сейчас волнуют и требуют решения с позиции практики социальной работы, с опорой на психосоциальный подход.
Сам Константин Ушинский очень рано повзрослел — в юном 12-летнем возрасте он лишился матери, которая, будучи образованной женщиной, занималась домашним образованием детей. Отучившись в гимназии и на юридическом факультете Московского университета, сдав впоследствии экзамен в магистратуре, он устроился в Демидовский юридический лицей г. Ярославля (1846–1849) на профессорскую должность заведующего кафедрой законоведения. К сожалению, рекомендации от руководства лицея он получил такие, что не мог найти работу даже уездным учителем в Петербурге. Но настоящую известность он приобрел, став преподавателем, а чуть позже и инспектором Гатчинского сиротского приюта, закрытого среднеспециального учреждения (1854–1859). Данное учебное заведение имело не очень приятную репутацию: строгие порядки, жестокие наказания для воспитанников, поощрение доносительства и т. п., хоть и опеку над ним имела сама императрица. Здесь и произошло переосмысление педагогических идей К.Д. Ушинского и кардинальное изменение содержания воспитательного процесса.