По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.01 DOI:10.33920/pol-01-2402-09

Влияние К. Д. Ушинского на развитие практики социальной педагогики и социальной работы

Крючкова Ирина Михайловна канд. пед. наук, доцент кафедры социальной психологии и социальной работы, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», 390000, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Свободы, д. 46, e-mail: i.kryuchkova@365.rsu.edu.ru

Данная статья представляет собой краткий обзор профессиональной деятельности великого педагога и ученого К.Д. Ушинского в учебных заведениях, с которыми связана его трудовая деятельность как реформатора в образовании. Автор в своей работе повторяет известные факты о его педагогической работе в Ярославском Демидовском юридическом лицее, Гатчинском сиротском приюте и Смольном институте благородных девиц. Акцент сделан на характеристике преобразований в системе воспитания и образования того времени, которые затрагивают именно социальную составляющую этого процесса. В статье автор сопоставляет изменения, которые были осуществлены К.Д. Ушинским, с современной практикой социальной работы с детьми и подростками в контексте социального воспитания и образования. Автор обобщает свои размышления выводом, что идеи К.Д. Ушинского, появившиеся более полутора веков назад, представляют большой интерес для современных специалистов социальной сферы, работающих с населением. Классическое педагогическое наследие отечественного ученого открывает богатые возможности для активизации социально-педагогической деятельности с обучающимися в наши дни, в том числе и в практике психосоциальной работы с населением.

Литература:

1. Ушинский К.Д. Воскресные школы. Собр. соч. в 11 т. Т. 2. М.-Л.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1948: 489–512.

2. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Собр. соч. в 11 т. Т. 2. М.-Л.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1948: 69–166.

3. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. Собр. соч. в 11 т. Т. 2. М.-Л.: издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1948: 425–488.

4. Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии. Собр. соч. в 11 т. Т. 3. М.-Л.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1948: 87–252.

5. Ушинский К.Д. Три элемента школы. Собр. соч. в 11 т. Т. 2. М.-Л.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1948: 42–68.

6. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии). Т. I. Собр. соч. в 11 т. Т. 8. М.-Л.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1950.

1. Ushinskij K.D. Voskresnye shkoly. Sobr. soch. v 11 t. T. 2. M.-L.: Izdatel’stvo Akademii pedagogicheskih nauk RSFSR, 1948: 489–512.

2. Ushinskij K.D. O narodnosti v obshchestvennom vospitanii. Sobr. soch. v 11 t. T. 2. M.-L.: Izdatel’stvo Akademii pedagogicheskih nauk RSFSR, 1948: 69–166.

3. Ushinskij K.D. O nravstvennom elemente v russkom vospitanii. Sobr. soch. v 11 t. T. 2. M.-L.: izdatel’stvo Akademii pedagogicheskih nauk RSFSR, 1948: 425–488.

4. Ushinskij K.D. Pedagogicheskaya poezdka po SHvejcarii. Sobr. soch. v 11 t. T. 3. M.-L.: Izdatel’stvo Akademii pedagogicheskih nauk RSFSR, 1948: 87–252.

5. Ushinskij K.D. Tri elementa shkoly. Sobr. soch. v 11 t. T. 2. M.-L.: Izdatel’stvo Akademii pedagogicheskih nauk RSFSR, 1948: 42–68.

6. Ushinskij K.D. CHelovek kak predmet vospitaniya (Opyt pedagogicheskoj antropologii). T. I. Sobr. soch. v 11 t. T. 8. M.-L.: Izdatel’stvo Akademii pedagogicheskih nauk RSFSR, 1950.

Закончившийся 2023 г. был объявлен в нашей стране Годом педагога и наставника. Именно в этом году вся педагогическая общественность отметила еще одно важное событие — 200-летие со дня рождения великого отечественного Педагога и Учителя — К.Д. Ушинского.

Став поистине реформатором всей системы образования, он всю жизнь испытывал лишения и непризнание. Его биография и жизненный путь наполнены событиями, испытаниями и трагедиями, которые не смогли сломить дух великого педагога.

В данной статье сделаем попытку представить личность К.Д. Ушинского и внедренные им основные преобразования через призму социальной педагогики, психологии и социальной работы. Во многом его деятельность определялась тем, что он сам пережил в детстве и в последующие годы своей жизни. Ранняя потеря матери, вынужденная смена места жительства, болезни, преждевременная смерть собственного сына — все это далеко не полный список тех социальных проблем, которые оставили свой травмирующий след в самом Ушинском и сейчас волнуют и требуют решения с позиции практики социальной работы, с опорой на психосоциальный подход.

Сам Константин Ушинский очень рано повзрослел — в юном 12-летнем возрасте он лишился матери, которая, будучи образованной женщиной, занималась домашним образованием детей. Отучившись в гимназии и на юридическом факультете Московского университета, сдав впоследствии экзамен в магистратуре, он устроился в Демидовский юридический лицей г. Ярославля (1846–1849) на профессорскую должность заведующего кафедрой законоведения. К сожалению, рекомендации от руководства лицея он получил такие, что не мог найти работу даже уездным учителем в Петербурге. Но настоящую известность он приобрел, став преподавателем, а чуть позже и инспектором Гатчинского сиротского приюта, закрытого среднеспециального учреждения (1854–1859). Данное учебное заведение имело не очень приятную репутацию: строгие порядки, жестокие наказания для воспитанников, поощрение доносительства и т. п., хоть и опеку над ним имела сама императрица. Здесь и произошло переосмысление педагогических идей К.Д. Ушинского и кардинальное изменение содержания воспитательного процесса.

Для Цитирования:
Крючкова Ирина Михайловна, Влияние К. Д. Ушинского на развитие практики социальной педагогики и социальной работы. Социальная политика и социальное партнерство. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: