По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336

Влияние искусственного интеллекта на образование в современных условиях

Ермина У.В. Высшая школа управления, Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, г. Москва, E-mail: ouliana.ermina@gmail.com

Статья посвящена анализу влияния искусственного интеллекта (ИИ) на современное образование. Основное внимание уделено изучению как положительных, так и возможных отрицательных последствий внедрения ИИ в образовательные процессы. В работе рассматриваются преимущества ИИ, такие как способность к адаптации учебных программ и материалов в реальном времени, что способствует повышению вовлеченности и удовлетворенности учащихся, а также автоматизации административных задач, которая облегчает управление учебными заведениями. Исследование призвано способствовать формированию более глубокого понимания потенциала ИИ в образовательной сфере и необходимости сбалансированного подхода к его интеграции, что будет способствовать созданию устойчивых и справедливых образовательных систем в будущем.

Литература:

1. Aldowah, Hanan, Hosam Al-Samarraie, Wan Fauzy. Educational Data Mining and Learning Analytics for 21st century higher education: A Review and Synthesis // Telematics and Informatics, 1 avril 2019. https://doi. org/10.1016/j.tele.2019.01.007.

2. Arets, Jos. Is AI The Bicycle Of The Mind? Augmenting Human Capabilities With AI // eLearning Industry, 26 juillet 2023 [Электронный ресурс]. — URL: https://elearningindustry.com/is-ai-the-bicycle-of-the-mindaugmenting-human-capabilities-with-ai.

3. Alnasib, Badiah N. M. Factors Aff ecting Faculty Members’ Readiness to Integrate Artifi cial Intelligence into Their Teaching Practices: A Study from the Saudi Higher Education Context // International Journal of Learning, Teaching and Educational Research 22, no 8 (30 août 2023): 465-91.

4. Baker, Ryan, G. Siemens. Educational data mining and learning analytics, 253-72, 2014. https://doi. org/10.1017/CBO9781139519526.016.

5. Bloom, Benjamin S. The 2 Sigma Problem: The Search for Methods of Group Instruction as Eff ective as One-to-One Tutoring. Educational Researcher 13, no 6 (juin 1984): 4-16. https://doi. org/10.3102/0013189X013006004.

6. Bond, Melissa. Systematic review of research on artifi cial intelligence applications in higher educationwhere are the educators // International Journal of Educational Technology in Higher Education, 1 janvier 2019 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.academia.edu/40760418/Systematic_review_of_ research_on_artifi cial_intelligence_applications_in_higher_education_where_are_the_educators.

7. Carbonell, J. R. AI in CAI: An artifi cial-intelligence approach to computer-assisted instruction // IEEE Transactions on Man-Machine Systems. — 1970. — Vol. 11. — No. 4. — Р. 190–202.

8. Carnegie Learning. K-12 Education Solutions Provider. Consulté le 15 avril 2024 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.carnegielearning.com.

9. Dillenbourg, Pierre. The Evolution of Research on Digital Education // International Journal of Artifi cial Intelligence in Education 26, no 2 (1 juin 2016): 544-60. https://doi.org/10.1007/s40593-016-0106-z.

10. Elliott, Larry. Robots Will Not Lead to Fewer Jobs — but the Hollowing out of the Middle Class // The Guardian, 20 août 2017, sect. Business [Электронный ресурс]. — URL: https://www.theguardian.com/ business/2017/aug/20/robots-are-not-destroying-jobs-but-they-are-hollow-out-the-middle-class.

11. Giest, Sarah. Big Data for Policymaking: Fad or Fasttrack? // Policy Sciences 50, no. 3 (1 septembre 2017): 367–82. https://doi.org/10.1007/s11077-017-9293-1.

12. Goel, Ashok K., et Lalith Polepeddi. Jill Watson: A Virtual Teaching Assistant for Online Education, 2016 [Электронный ресурс]. — URL: http://hdl.handle.net/1853/59104.

13. Holmes, Wayne, Maya Bialik, et Charles Fadel. Artifi cial intelligence in education, 621-53, 2023. https:// doi.org/10.58863/20.500.12424/4276068.

14. Learning News — the learning sector’s newswire’. Artifi cial Intelligence (AI) in Education Market Worth over $6bn by 2024, 13 juin 2018 [Электронный ресурс]. — URL: https://learningnews.com/news/learningnews/2018/artifi cial-intelligence-ai-in-education-market-worth-over-6bn-by-2024.

15. McCarthy, J., Minsky, M. L., Rochester, N., Shannon, C. E. A Proposal for the Dartmouth Summer Research Project on Artifi cial Intelligence // AI Magazine. — 2006. — Vol. 27. — No. 4. — pp. 12–14.

16. Russell, Stuart, Peter Norvig. Artifi cial Intelligence: A Modern Approach. 3rd edition. Upper Saddle River: Pearson, 2009.

17. Schwab, Klaus. The Fourth Industrial Revolution. Crown, 2017.

18. Self, John A. Student models in computer-aided instruction // International Journal of Man-Machine Studies 6, no 2 (1 mars 1974): 261–76. https://doi.org/10.1016/S0020-7373(74)80005-2.

19. World Economic Forum. The Fourth Industrial Revolution, by Klaus Schwab. Consulté le 19 avril 2024 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.weforum.org/about/the-fourth-industrial-revolution-byklaus-schwab/.

20. Pyrnova, О. A., R. S. Zaripova. Технологии искусственного интеллекта в образовании // Russian Journal of Education and Psychology 10, no 3 (15 juin 2019): 41–44. https://doi.org/10.12731/2658-40342019-3-41-44.

21. Амиров, Р. А., Билалова, У. М. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования // Управленческое консультирование. — 2020. — № 3. — С. 80–88. Consulté le 20 avril 2024.

22. Miao, Fengchun, Wayne Holmes, Ronghuai Huang, et Hui Zhang. Технологии искусственного интеллекта в образовании. Руководство для лиц, ответственных за формирование политики, 2022. Publisher: UNESCO ISBN: 978-92-3-400061-1.

Сегодня можно официально заявлять, что искусственный интеллект (ИИ) перестал быть амбициозной идеей футуристических романов. Какая бы сфера деятельности человека не затрагивалась, везде обнаруживается присутствие ИИ. Образование не стало исключением, и, несмотря на опасения экспертов, ИИ занял прочные позиции в образовательной среде. «Интеллектуальные», «адаптивные» и «персонализированные» системы обучения разрабатываются частным сектором для глобального внедрения в школах и университетах, создавая рынок, бюджет которого в 2024 г. предположительно составит 6 млрд долл. США [14].

Технологии искусственного интеллекта (ИИ) дают ответы на насущные проблемы современного образования, осуществляют внедрение новаторских методов в педагогические и учебные практики, и, по заявлению ЮНЕСКО, ускоряют прогресс в достижении ЦУР 41 . Тем не менее стремительное развитие технологий сопряжено с многочисленными рисками и сложностями, по частоте возникновения превосходящими обсуждение вопросов политического регулирования и необходимой нормативно-правовой базы.

В статье предпринимается попытка рассмотреть влияние ИИ на современное образование и проанализировать трансформацию учебных процессов и подходов к обучению за счет внедрения искусственного интеллекта в эти процессы.

Введение ИИ в образовательную сферу открывает новые горизонты для развития и оптимизации учебных процессов, однако также ставит перед учебными заведениями новые сложные задачи, которые стоит решать с учетом возможных рисков и пользы.

Далее в статье детально рассмотрены примеры использования ИИ в образовательной практике и проанализированы кейсы мировой практики и возможные риски, связанные с интегрированием этих технологий в учебные процессы.

Термин «искусственный интеллект» был впервые применен в 1956 г. на семинаре в Дартмутском колледже американского Университета Лиги Плюща для описания «науки и техники создания интеллектуальных машин, в особенности интеллектуальных компьютерных программ» (Маккарти и соавт., 2006, с. 2). В последующие десятилетия развитие происходило поэтапно, причем этапы стремительного прогресса чередовались с периодами замедленного развития ИИ (Рассел Дж., Норвиг П., 2016).

Для Цитирования:
Ермина У.В., Влияние искусственного интеллекта на образование в современных условиях. Безопасность и охрана труда в образовательных учреждениях. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала