На современном этапе развития здравоохранения во всем мире медицинская реабилитация стала занимать лидирующие позиции, особенно при церебральном инсульте, который является самой распространенной сосудистой патологией. Инсульт на территории Российской Федерации встречается в 3,2 и 3,5 случая на 1000 населения, по данным территориально-популяционного регистра в 2009 и 2010 годах [5]. Причиной инвалидизации после инсульта, кроме двигательного дефицита, являются аффективные нарушения и нарушения когнитивных функций, которые в половине случаев выходят на первый план и ухудшают реабилитационный прогноз [1; 3; 4].
При этом эффективность реабилитационных мероприятий остается недостаточно высокой, так как после перенесенного инсульта к концу первого года к труду возвращаются лишь 8 % больных. В связи с вышеизложенным разработка новых эффективных немедикаментозных технологий, направленных на устранение двигательных и когнитивных нарушений у больных острым нарушением мозгового кровообращения, является актуальной и важной [2].
Выявление особенностей влияния технологий виртуальной реальности и тренинга на платформе КОБС в раннем периоде реабилитации на основные неврологические синдромы у больных ишемическим церебральным инсультом.
В исследование были включены 102 пациента с ишемическим инсультом. У всех больных, включенных в исследование, определялись умеренно выраженные проявления заболевания (неврологический дефицит по шкале NIHSS составил 8,75±0,8, по шкале функциональной независимости Рэнкина средний балл составил 3,49±0,25 и по шкале Бартел — 58,81±3,8).
Все больные в зависимости от применяемого метода реабилитации были рандомизированы на три группы, сопоставимые по возрасту, полу и основным клинико-функциональным характеристикам.
Первая группа (основная) — 34 пациента, которым применялись технология виртуальной реальности (BTS Nirvana) и тренинг на платформе КОБС.
Вторая группа (сравнения) — 34 пациента, которые получали тренинг на платформе КОБС