Статья поступила 13.02.2022.
Задача комплексного подхода в исследовании гуманитарных дисциплин не столько углубляться в детали исторических событий, сколько раскрывать общие принципы, движущие и направляющие деятельность людей, прогнозировать перспективы их дальнейшего развития. Одна из таких закономерностей — эволюция массового сознания людей, его взаимосвязь с социальной структурой данного общества, формирование тех или иных императивов на определенном историческом этапе. Для того чтобы адекватно интерпретировать и давать оценку историческому событию, мы должны с полной объективностью относиться к самим себе если не на бытовом, то на научном уровне мышления. На бытовом уровне люди живут мифами, люди нуждаются в мифах. Иначе жизнь каждого индивида потеряла бы смысл. Поэтому сменяющие друг друга поколения тысячелетиями создавали и культивировали мифы, окружающие происхождение и сущность человека. Но в то же время мы существуем по законам реальным, объективным, независимым от нашего сознания. Они и определяют канву развития нашей популяции. Познание этих законов и есть задача научного исследователя.
Итак, для объективной интерпретации исторических событий нам необходимо, во-первых, осознавать, что мы, люди, являемся особями биологической популяции, формирование которых происходит не только в природной среде, но и в культуре, созданной предыдущими поколениями. «Природное (анатомические, физиологические и другие качества) и социальное в структуре личности образуют единство» [15, с. 102]. Каждый индивид обладает собственным телом, ресурсами организма (энергией и здоровьем), жизненным временем и сознанием. Мы органически и неразрывно связаны с условиями планеты обитания — ее биосферой, атмосферой и т.д. (В данной работе нет необходимости приводить подробную доказательную базу под сформулированными утверждениями.) Определимся с термином «культура». В настоящей статье значение слова «культура» — это способ приспособления и функционирования особей биологической популяции homo sapiens в окружающей их реальности. Основатель научного направления «культурология» Лесли Уайт писал следующее: «Человек — это животное, и, подобно всем остальным животным, он стремится жить, продлить свой род. Он старается сделать жизнь безопасной и продолжительной. Культура — это присущий только человеку способ борьбы за существование» [17, с. 542]. Данная фундаментальная аксиома распространяется на популяцию в целом, на общественные сегменты, составляющие в настоящее время нации, этносы, семьи, а также на отдельных индивидов. Поскольку индивиды имеют возможность, в отличие от других животных, в силу развития их высшей нервной системы фиксировать накопленный опыт (посредством придания объектам и явлениям абстрактных понятий и соответствующего языка), аккумулировать знания, передавать их последующим поколениям, культура эволюционирует, усложняется, приобретает новые формы, устаревшие формы выходят из употребления или приобретают иной статус. Последующие поколения рождаются и усваивают в период онтогенеза культурные формы, окружающие их в определенных временных и локальных координатах, видоизменяют их. Из состояния культуры на данном этапе, из конкретных культурных форм состоит и сознание индивида. Природная среда определяет строение тела, физиологию и в совокупности с культурными паттернами — мышление, поведение, деятельность. Однако культура, в свою очередь, опосредована людьми, поскольку они принимают в ее формировании прямое участие в зависимости от присущих им потребностей. Таким образом, в ней появляются направления, способствующие развитию и сохранению нашей популяции, а также злокачественные образования, ведущие к деградации и истреблению. Важен баланс.