Актуальность темы
Для того чтобы отечественное молочное животноводство было рентабельным, конкурентоспособным и обеспечивало продовольственную независимость, оно должно быть высокопродуктивным. Желаемых объемов производства молока, при сложившейся численности коров, можно достичь, лишь повысив их продуктивность во всех категориях хозяйств и как можно выше. Поэтому основным направлением увеличения производства молока в Российской Федерации должна быть интенсификация молочного скотоводства, прежде всего за счет наращивания генетического потенциала продуктивности скота при незначительном повышении поголовья коров [6, 12].
Увеличение производства высококачественных продуктов скотоводства – проблема, не теряющая с годами своей актуальности, а все больше приобретающая значение как с ростом населения нашей планеты, в частности нашей страны, так и удовлетворения потребности населения в продуктах питания. Она охватывает широкий круг вопросов как чисто биологического характера, так и технологического и организационно-хозяйственного. К числу таких вопросов в первую очередь следует отнести селекцию, кормление и выращивание высокопродуктивных коров [7, 10, 11].
В развитых странах мира животноводство характеризуются стабильным динамичным ростом, освоением интенсивных технологий, что сопровождается повышением производства животноводческой продукции.
Совершенствование продуктивных способностей и рационализация использования коров, связаны главным образом с улучшением селекционно-племенной работы, зооветеринарного обслуживания скота, планирования, учета, контроля и анализа основных технологических показателей животных, организации труда и управления работой обслуживающего персонала молочных ферм и комплексов.
Интенсивный путь развития скотоводства заключается в максимальном производстве продукции при наименьших трудовых и материальных затратах. Это направление должно быть основано на достижениях научно-технического прогресса и использовании системного подхода к производству высококачественной скотоводческой продукции. Все большего применения перспективных, высокоэффективных технологий производства молока на основе научных достижений и открытий, сделанных в последние годы в скотоводстве, позволяющих даже в самых экстремальных условиях организовывать и вести рентабельное молочное скотоводство [6, 10].
Также перспективным направлением повышения молочной продуктивности разводимого отечественного крупного рогатого скота считается использование в селекции генетического потенциала голштинской породы. За прошедшие десятилетия многочисленные исследования и практический опыт в нашей стране и за рубежом показывают, что полученные голштинизированные животные в оптимальных условиях кормления и содержания характеризуются молочным типом с более высокими показателями по удою, выходу молочного жира и белка [1–3, 5, 8, 9].
Целью работы являлась оценка влияния быков-производителей на продуктивные качества голштинизированных коров черно-пестрой породы в условиях СПК «Петровский» Башмаковского района Пензенской области.
Материал и методы исследований
Объектом для исследований служили дочери быков-производителей с кровностью 90 % и более по голштинской породе. Для проведения исследований были сформированы три группы коров по 30 гол. в каждой. В 1-ю группу были включены дочери быка-производителя Привележа, во 2-ю – дочери быка Альта Пилснера, в 3-ю – дочери быка Альта Тайсона. Все быки-производители чистопородные по голштинской породе. Производитель Привележ принадлежит к линии Рефлекшн Соверинг 198998, а Альта Пилснер и Альта Тайсон – к линии Вис Бэк Айдиал 1013415.
Для установления связи между живой массой коров и их удоем рассчитывали коэффициент молочности (КМ) по формуле (1):
Биологическую эффективность (БЭК) и биологическую полноценность (КБП) коровы оценивали по формулам (2 и 3) В. Н. Лазаренко (1990) и О. В. Горелик (1999):
При определении селекционно-генетических параметров селекционируемых признаков во всех группах были рассчитаны: средняя арифметическая (X̅) и ее ошибка (Sx̄), изменчивость, выраженная коэффициентом вариации (Cv).
При математической обработке экспериментального материала и анализе селекционно-генетических параметров использовали общепринятые методы в описании Е. К. Меркурьевой [4].
Достоверность различий между признаками оценивали путем сопоставления с t-критерием Стьюдента, достоверность влияния факторов – по критерию Фишера. При этом определяли три стандартных порога достоверности.
Результаты исследований и их обсуждение
Одним из основных показателей хозяйственно-биологической ценности крупного рогатого скота является уровень молочной продуктивности.
На уровень молочной продуктивности и состав молока оказывают влияние генетические и паратипические факторы. К генетическим факторам относят наследственные особенности животных, при этом знание закономерностей изменчивости и наследования признаков позволяет научно-обоснованными методами управлять продуктивностью стада. В то же время на формирование наследственности животных оказывают влияние методы разведения и селекции, в основе которых лежит использование комбинативной изменчивости.
В связи с этим большой интерес представляет изучение молочной продуктивности коров, происходящих от быков-производителей голштинской породы. На основании проведенных исследований было выявлено, что по продолжительности лактации 2-я группа первотелок группа достоверно превосходила 1-ю на 221 сут при Р > 0,95 (табл. 1).
Здесь и далее: * Р > 0,95; *** Р > 0,999 – достоверность разности между группами.
По удою за всю лактацию достоверных различий между группами выявлено не было. Однако анализ удоев коров на 305 сут лактации показал, что различия между группами значительны. Так, например, самый высокий удой показали дочери быка Привележа, принадлежащего к линии Рефлекшн Соверинга 198998. У них удой молока был на уровне 9398 кг при статистически достоверной разности с дочерьми быка Альта Пилснера 3657 кг (Р > 0,999) и с дочерьми быка Альта Тайсона – 3542 кг (Р > 0,999). Оба быка принадлежат к линии Вис Бэк Айдиал 1013415. Самый низкий удой за 305 сут наблюдали у первотелок 2-й группы, где он составил 5741 кг. Разность между коровами 2-й и 3-й групп была незначительной.
По качественным признакам молочной продуктивности самые высокие показатели имели коровы 2-й и 3-й групп. Так, по массовой доле жира разность между первотелками 2-й и 1-й групп составила 0,16 абс.% (Р > 0,95), а по массовой доле белка – 0,04 абс.% (Р > 0,999). Между животными других групп достоверных различий по этим признакам не выявлено. При этом, благодаря более высоким удоям, животные 1-й группы превосходили 2-ю по выходу жира и белка на 127,92 кг (Р > 0,95) и 111,67 кг (Р > 0,999); 3-ю – на 128,90 кг (Р > 0,999) и 109,08 кг (Р > 0,999) соответственно. Между животными 2-й и 3-й групп достоверных различий не выявлено.
Таким образом, в условиях СПК «Петровский» дочери быка-производителя Привежа, принадлежащие к линии Рефлекшн Соверинга 198998, проявили более высокий уровень продуктивности, а животные, принадлежавшие к линии Вис Бэк Айдиала 1013415, отличались лучшими показателями белково- и жирномолочности.
Молочная продуктивность коровы зависит в большей степени от ее живой массы, т. к. живая масса – это не только показатель породной принадлежности животного, но и показатель общего развития и выражает степень его упитанности. Обычно в тех хозяйствах, где получают наибольшее количество молока, средняя живая масса коров значительно выше, чем в других хозяйствах, разводящих ту же породу.
При соответствующей селекции от животных можно добиться одновременного увеличения удоев и живой массы и повышения коэффициента молочности.
По результатам проведенных исследований (табл. 2), первотелки 3-й группы имели самую высокую живую массу (568,7 кг), различия со сверстницами 1-й группы составили 57,2 кг (Р > 0,999). Коровы 2-й группы превосходили сверстниц 1-й на 53,0 кг (Р > 0,999).
В течение исследований рассчитывали коэффициент молочности как удой молока (кг) на 1 кг живой массы коров. Самый высокий коэффициент молочности 33,38 кг при живой массе 511,54 кг проявили коровы, происходящие от быка-производителя Привележа, самые низкие 24,39 и 27,06 кг – от Альта Тайсона и Альта Пилснера линии Вис Бэк Айдиал.
Коэффициент молочности коров 2-й и 3-й групп, несмотря на высокую живую массу, был ниже показателя сверстниц 1-й группы, отличающихся меньшей живой массой. Следовательно, они не реализовали в полной мере физиологические возможности по молочной продуктивности.
Таким образом, оценка коров-первотелок по различным параметрам, связанным с молочной продуктивностью, показала, что животные 1-й группы отличались лучшими средними показателями по величине удоя, выходу жира и белка.
Коэффициенты биологической эффективности (БЭК) и биологической полноценности коров (КБП) показывают, сколько животное производит сухого вещества и сухого обезжиренного остатка молока в процентах на единицу своей массы (табл. 3).
В наших исследованиях установлено, что коровы-первотелки 1-й группы отличались наибольшей эффективностью и полноценностью, хотя достоверных различий между группами не было выявлено. Так, например, на 1 кг живой массы коэффициент БЭК составил 445,45 и КБП – 306,23.
Таким образом, полученные данные не позволяют выявить животных, молоко которых отличается большей биологической ценностью, а сами животные более эффективны в производстве биологически ценных ингредиентов молока.
К селекционно-генетическим параметрам кроме средних значений признака, относят коэффициент фенотипической корреляции r и коэффициент изменчивости признака Cv (%), а также другие статистические параметры. Закономерности изменчивости и наследуемости продуктивности животных, прогноз результатов, а также оптимизирование направления селекции можно с достаточной точностью раскрыть с помощью коэффициентов изменчивости, корреляции и ряда других параметров. Особенностями оценки генетических параметров селекционных признаков у крупного рогатого скота является его низкая плодовитость, медленная смена поколений и проявление наиболее важных признаков у животных только у одного пола. Полигенный характер наследования важнейших селекционных признаков, а также влияние на них паратипических факторов усложняет процесс наследования и создает высокую изменчивость.
Норму реакции на условия окружающей среды определяет генотип, следовательно, собственная продуктивность животного может определяться как его генетической ценностью, так и совокупностью влияющих паратипических факторов. Изменчивость признаков продуктивности определяется в основном генотипом животных при одинаковых условиях содержания и кормления.
Колебания изменчивости признаков молочной продуктивности находятся в пределах от 15 до 30 % и более по удою, и от 3 до 13 % – по содержанию жира в молоке.
Фенотипическая изменчивость в группах подопытных животных показана в таблице 4.
Согласно данным таблицы 4, наибольшей изменчивостью удоя за 305 сут лактации характеризовалась 3-я группа коров 19,83 % против 17,45 и 18,92 % в 1-й и 2-й группах. По массовой доле жира наибольшей вариабельностью отличались первотелки 2-й группы. Массовая доля белка – единственный из учтенных нами признаков, отличающийся наименьшим разнообразием в группах. По живой массе наиболее высокие показатели изменчивости были характерны для животных 1-й группы.
Следовательно, голштинизированные коровы черно-пестрой породы 2-й и 3-й групп обладают наибольшим резервом для отбора по удою.
В селекционной работе необходимо учитывать корреляцию, сложившуюся в процессе длительного совершенствования скота, между удоем и содержанием жира в молоке. В различных хозяйствах эта связь далеко не одинакова. В хозяйствах, где ведется односторонний отбор коров либо по удою, либо по жирномолочности, отрицательная связь между этими показателями значительно больше, чем в тех хозяйствах, где ведется комплексный отбор по обоим показателям. Во многих стадах закрепилась положительная корреляция между удоем и массовой долей жира в молоке. А учитывая, что корреляция «жирномолочность-белковомолочность» имеет положительную направленность, при селекции скота важно знать, как высокий удой коров сочетается с содержанием жира в молоке.
Сила и направленность связи признаков в группах подопытных животных представлены в таблице 5.
Рассчитав коэффициенты корреляции между отдельными признаками продуктивности коров, было выявлено, что во всех группах была отрицательная связь между удоем и массовой долей жира и белка в молоке коров. Корреляция между процентными содержаниями белка и жира, напротив, – положительная. Самая высокая она была у дочерей быка Альта Тайсона. Между живой массой и удоем молока связь также положительная. В 3-й группе коров связь этих признаков невысокая. При подборе родительских пар необходимо учитывать ценность быков-производителей по комплексу признаков, особенно их влияние на молочную продуктивность.
Заключение
На основании проведенных исследований были сделаны следующие выводы:
1. Дочери быка-производителя Привежа проявили более высокий уровень молочной продуктивности, а дочери Альта Пилснера и Альта Тайсона отличались лучшими показателями белково- и жирномолочности.
2. Коэффициент молочности у первотелок 2-й и 3-й групп, несмотря на высокую их живую массу, был ниже уровня коров 1-й группы, отличающихся более низкой живой массой. Следовательно, они не реализовали в полной мере физиологические возможности по молочной продуктивности.
3. Полученные данные не позволили выявить коров, молоко которых отличается большей биологической ценностью, а сами животные более эффективны в производстве биологически ценных ингредиентов молока.
4. Во всех подопытных группах коров была выявлена отрицательная корреляция между удоем молока и массовой долей жира и белка в молоке. Корреляция между процентным содержанием белка и жира в молоке, а также между живой массой и удоем, напротив, – положительная.