Вне зависимости от организационно-правовой формы хозяйствующие субъекты ведут учет в соответствии со стандартами, устанавливаемыми государством. Однако при разных формах хозяйствования применяются несовпадающие схемы и стадии учета основных средств. Соблюдение законодательных норм учета является важнейшим компонентом функционирования любого субъекта, поэтому рассмотрение и анализ стандартов бухгалтерского учета представляется актуальной темой для исследования.
Цель исследования: изучение отражения основных средств согласно ФСБУ 6/2020 [8] для коммерческих организаций в сравнении с предыдущим ПБУ 6/01 [6], а также СГС «Обесценение активов» [7] для учреждений государственного сектора в целях выявления изменений норм в ведении учета.
Задачи исследования: изучение влияния новых стандартов на изменения в учете основных средств в бюджетных учреждениях и коммерческих организациях и их функционирования в целом.
Объектами исследования выступили федеральный стандарт бухгалтерского учета 6/2020, ПБУ 6/01 и СГС «Обесценение активов», их влияние на ведение учета экономическими субъектами с разными формами хозяйствования. Базой исследования явились нормативные акты, литературные источники отечественных и зарубежных авторов.
Важность и актуальность исследования в области учета основных средств обусловлена тем, что ни один хозяйствующий субъект не может осуществлять свою деятельность без объектов основных средств.
Министерству сельского хозяйства РФ подведомственны как учреждения, которые ведут бюджетный бухгалтерский учет, так и организации, ведущие коммерческий бухгалтерский учет. Так, к подведомственным организациям Министерства сельского хозяйства РФ относятся унитарные предприятия, университеты, машиностроительные станции, центры агрохимических служб и т.д. (табл. 1).
Государственная финансовая поддержка хозяйствующих субъектов, подведомственных Министерству сельского хозяйства РФ, осуществляется в различных формах: субвенций; субсидий; бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество); прочих форм. Бюджетное финансирование может быть направленно на различные цели: от покрытия текущих расходов до вложения в нефинансовые активы.