Статья поступила 01.03.2020
Эффективное развитие регионов России на современном этапе невозможно без мобилизации всех имеющихся ресурсов. Особое место в системе ресурсной обеспеченности занимает население, потенциал которого является стратегической основой для устойчивого социально-экономического развития территорий страны.
Ввиду своей исторической сущности, а также произошедших миграционных процессов все население нашего государства состоит из совокупности этнических групп. Согласно энциклопедической литературе, этническая группа определяется как общность людей, родственная по языку, традициям, культуре, ценностям [23, с. 526]. При этом каждая общность, проживающая на территории того или иного субъекта Российской Федерации, стремится как ассимилироваться с общей современной российской культурой, так и сохранить свои особые ценности, устои, правила, самобытность.
Согласно Конституции, Россия — многонациональная страна, на территории которой признаются равные права всех этических групп. В этой связи титульные нации, иные малые этнические группы стремятся в той или иной степени оказывать влияние на вектор политического и социально-экономического регионального развития, учитывающий их отдельные национальные интересы.
Факторы такого влияния, а также его последствия рассмотрим на примере Республики Калмыкии.
Целью настоящего исследования является рассмотрение основных направлений и степени влияния этических групп на политические процессы в Республике Калмыкии. Задачи исследования: 1) определить ключевые факторы калмыцкой идентичности; 2) систематизировать влияние этнических групп на политические процессы в Республике Калмыкии по отдельным сферам социально-экономического развития региона; 3) рассмотреть особенности данного влияния и крайние точки его проявления в республике.
Вопросы исследования калмыцкой идентичности, в том числе на примере отдельных социальных групп (молодежи, женщин и пр.), отражены в трудах Г.П. Кальдиновой, А.М. Нуксуновой, Л.В. Намруевой, М.Б. Марзаевой, В.Н. Бадмаева; на основе конфессионального деления — К.В. Орловой, М.Е. Тюмидовой, Е.Б. Поканиновой, Е.А. Александровой, О.Е. Хухлаева; исторической реальности — Э.П. Бакеевой, А.Н. Овшинова, Б.А. Бичиева, Н.Г. Очировой, Е.Л. Зберовской; этнокультурных особенностей — Г.С. Денисовой, А.В. Денисовой и др.