В настоящее время энергетические напитки (ЭН) приобретают особую популярность среди молодежи. Баночка напитка на первых порах снимает как рукой сон, без нее уже нельзя представить подготовку к экзамену или шумную ночную вечеринку. Но не все потребители придают должное внимание составу энергетических напитков и его влиянию на организм и психическое состояние в целом [1].
Энергетические напитки созданы с целью дать потребителю дополнительную энергию и обычно содержат от 80 до 141 мг кофеина в 250 мл напитка, эквивалентной 5 г кофе или двум 350 мл банкам напитков, содержащих кофеин (например, Coca-Cola, PepsiCola, MountainDrew, Dr.Pepper) [5].
Было показано, что кофеин вызывает повышение диуреза и приводит к возникновению натрийуреза [6]. Большое потребление кофеина снижает чувствительность к инсулину, повышает артериальное давление [3]. Также наблюдается возникновение нарушений в центральной нервной системе, сердечно-сосудистой системе, пищеварительной и выделительной системах [4]. Мегадозы кофеина оказывают резкое возбуждающее действие на клетки коры головного мозга, ствола продолговатого и спинного мозга, а также оказывают непосредственное кардиотоксическое и нефротоксическое действие [2].
Цель работы — изучить влияние энергетических напитков на физиологическое и психоэмоциональное состояние человека, выяснить причины потребления, основную возрастную группу потребителей данного продукта.
С целью получения более информативных и структурно последовательных данных проведенное исследование содержало два этапа.
Цель проведения первого этапа заключалась в том, чтобы узнать, насколько популярны сейчас энергетические напитки, какова потребляющая их основная возрастная группа, каков род деятельности их потребителей и каковы причины потребления данных напитков, а также их эффект на организм принимающего, изучить уровень тревожности опрошенных, для того чтобы выяснить, имеет ли он связь с употреблением энергетических напитков.
В качестве объекта исследования выступили люди, когда-либо употребляющие энергетические напитки. В ходе проведения данного этапа исследования была разработана анкета, содержащая в себе 24 вопроса, также в состав данной анкеты вошел тест Спилберга для определения личной тревожности тестируемого. Опрос проводился строго на анонимной основе. (Результаты анкетирования были обработаны в программе Microsoft Office Excel 2013; SPSS 16.0.) В тестировании приняли участие 102 человека, из них 30 лиц мужского и 72 женского пола. Средний возраст опрашиваемых был 19–25 лет (78,43 %), также были люди других возрастных категорий: 15–18 лет (13,73 %), 26–30 лет (3,92 %), 31 год и старше (3,92 %).