По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.433+62.623.1

Влияние элементов топливной системы на коэффициент наполнения газового двигателя

А. А. Воробьев д-р техн. наук, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, E-mail: nttk@pgups.ru
С. В. Орлов канд. техн. наук, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, E-mail: nttk@pgups.ru
Е. В. Опарина канд. техн. наук, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, E-mail: nttk@pgups.ru

В качестве геометрических моделей для моделирования рассматривалась часть впускной системы двигателя, в которой располагались трубки подачи газового топлива, которые размещались в разных частях впускного коллектора и имели различную величину заглубления в поток воздуха. Моделирование показало, что трубки впуска газа являются источником значительных гидравлических потерь во впускной системе двигателя, и при увеличении величины заглубления трубки в полость впускного коллектора, данные потери возрастают.

Литература:

1. Природный газ как моторное топливо на транспорте / Ф. Г. Гайнуллин, А. И. Гриценко, Ю. Н. Васильев, Л. С. Золотаревский. — Москва : Недра, 1986. — 255 с.

2. Луканин В. Н. Промышленно-транспортная экология : учебник для вузов / В. Н. Луканин, Ю. В. Трофименко ; под ред. В. Н. Луканина. — Москва : Высшая школа, 2003. — 273 с. : ил.

3. Кавтарадзе З. Р. Перспективы применения поршневых двигателей на альтернативных моторных топливах / З. Р. Кавтарадзе, Р. З. Кавтарадзе // Транспорт на альтернативном топливе. — 2009. — №6 (12).

4. Лапушкин Н. А. Использование диметилового эфира в дизельных двигателях / Н. А. Лапушкин, А. М. Савенков, И. В. Федотов // Транспорт на альтернативном топливе. — 2008. — №3 (3).

5. Генкин К. И. Газовые двигатели. — Москва : Машиностроение, 1977. — 196 с.

6. Автомобильные двигатели / М. С. Ховах, Г. С. Маслов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Машиностроение, 1971. — 456 с.

7. Машиностроение. Энциклопедия. Т. IV-14. Двигатели внутреннего сгорания / Л. В. Грехов, Н. А. Иващенко, В. А. Марков [и др.] ; под общ. ред. А. А. Александрова и Н. А. Иващенко. — Москва : Машиностроение, 2013. — 784 с. : ил.

8. Кавтарадзе Р. З. Локальный теплообмен в поршневых двигателях : учебное пособие для вузов. — Москва : Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001. — 592 с. : ил.

9. Плотников Л. В. Газодинамика и локальная теплоотдача потока во впускном канале с разной формой поперечного сечения поршневого ДВС размерности 8,2/7,1 / Л. В. Плотников, Б. П. Жилкин // Ползуновский вестник. — 2010. — №4-2.

10. Ковылов Ю. Л. Влияние различных факторов на коэффициент наполнения поршневого двигателя / Ю. Л. Ковылов, Д. А. Угланов // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета. — 2007. — №2. С. 114–117.

11. Драганов Б. Х. Конструирование впускных и выпускных каналов двигателей внутреннего сгорания / Б. Х. Драганов, М. Г. Круглов, В. С. Обухова. — Киев: Вища школа, 1987. — 175 с.

12. Вихерт М. М. Конструирование впускных систем быстроходных дизелей / М. М. Вихерт, Ю. Г. Грудский. — Москва : Машиностроение, 1982. — 151 с. : ил.

13. Кутателадзе С. С. Теплопередача и гидродинамическое сопротивление : справочное пособие. — Москва : Энергоатомиздат, 1990. — 367 с. : ил.

14. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 1. Теория рабочих процессов. Учебник для вузов/ В. Н. Луканин, К. А. Морозов, А. С. Хачиян [и др.] ; под ред. В. Н. Луканина — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Высшая школа, 2005. — 479 с. : ил.

15. Дьяченко В. Г. Газообмен в двигателях внутреннего сгорания : учебное пособие / В. Г. Дьяченко. — Киев : УМК ВО, 1989. — 204 с.

16. Кавтарадзе Р. З. Влияние формы впускных каналов на эффективные и экологические показатели среднеоборотного дизеля / Р. З. Кавтарадзе, А. А. Зеленцов // Вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана. Серия: Машиностроение. — 2015. — №6 (105).

17. Чайнов Н. Д. Конструирование и расчет поршневых двигателей : учебник для вузов / Н. Д. Чайнов, А. Н. Краснокутский, Л. Л. Мягков ; под ред. Н. Д. Чайнова. — Москва : Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2018. — 536 с. : ил.

18. Патент №2731558 Российская Федерация, МПК F02B 43/02 (2006.01), F02B 43/04 (2006.01), F02B 43/06 (2006.01), F02B 43/12 (2006.01), F02D 19/02 (2006.01), F02M 21/02 (2006.01). Способ подачи газового топлива в двигатель внутреннего сгорания: №2019137447 : заявл. 20.01.2019 : опубл. 04.09.2020 / Шишков В. А.; Заявитель Шишков В. А.

19. Шишков В. А. Подача газового топлива при наддуве цилиндров двигателя с искровым зажиганием // Транспорт на альтернативном топливе. — 2013. — №4 (34).

20. Patent №173777 World Intellectual Property Organization, IPC F02M35/10, F02M21/02, F02M21/04, F02M26/19, F02M26/20, F02B1/04. «Inlet channel device» : priority data 27.04.2015 : publication date 22.03.2016 / Wessner Jochen, Katz Martin; Applicant Robert Robert Bosch GMBH. — 22 p.

21. Пенкин А. Л. Способ повышения однородности газовоздушной смеси в транспортных двигателях внутреннего сгорания / А. Л. Пенкин, С. А. Метлякова // International Journal of Advanced Studies. — 2023. — Т. 13, №1. — С. 137–158.

22. Патент №2008460 Российская Федерация. МПК F02B 31/00 (1990.01) Впускной трубопровод двигателя внутреннего сгорания ; №904854146, заявл. 26.07.1990 / Абрашкин А. М., Матвеева Е. А.; заявитель Поволжский Институт информатики, радиотехники и связи.

23. Пенкин А. Л. Исследование расчетных методов проникновения струи газового топлива в поток воздуха / А. Л. Пенкин, С. А. Метлякова, А. А. Воробьев // Технико-технологические проблемы сервиса. — 2023. — №1 (63). — С. 8–11.

24. Пацей П. С. Профилирование впускных каналов в головке цилиндра двигателя внутреннего сгорания / П. С. Пацей, Ю. В. Галышев // Глобальная энергия. — 2015. — №4 (231).

Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) на данный момент являются наиболее распространенным видом силовых агрегатов транспортных средств. К ДВС предъявляется немало требований, основными из которых являются высокая мощность и топливная экономичность, а также экологичность и надежность.

Для повышения мощностных и экологических показателей работы ДВС возможно применение в них альтернативных видов топлив, а также совершенствование процесса впуска и смесеобразования [1–5].

Основным показателем качества протекания процесса впуска двигателя является коэффициент наполнения — отношение действительного количества топливовоздушной смеси, поступившей в цилиндр, к такому ее количеству, которое могло бы поместиться в рабочем объеме цилиндра при давлении и температуре, перед прохождением впускной системы.

Для двигателей с наддувом коэффициент наполнения определяется по формуле (1):

где ε — степень сжатия двигателя;

pa — давление в цилиндре двигателя, бар;

pк — давление воздуха после компрессора, бар;

Тк — температура воздуха после компрессора, К;

ΔТ — величина подогрева воздуха на впуске, К;

γост — коэффициент остаточных газов;

Tr — температура отработавших газов, К.

Главным образом на наполнение цилиндра влияет величина pa /pк , характеризующая гидравлическое сопротивление впускной системы, а также величина подогрева смеси и скорость движения топливовоздушной смеси [6–10].

Большее значение коэффициента наполнения соответствует более качественному протеканию процесса впуска, а значит и большей мощности двигателя.

В процессе впуска топливовоздушная смесь проходит по впускной системе двигателя, в которой возникают гидравлические сопротивления. Они обусловлены образованием завихрений, трением частиц воздуха между собой и стенками трубопроводов, ударами частиц из-за резких изменений проходных сечений или поворотов впускных каналов [8, 11–15]. Наличие гидравлических сопротивлений способствует снижению давления воздуха во впускной системе. Одним из путей устранения отрицательного влияния гидравлических сопротивлений является тщательная обработка внутренней поверхности впускного трубопровода [6, 16, 17].

Для Цитирования:
А. А. Воробьев, С. В. Орлов, Е. В. Опарина, Влияние элементов топливной системы на коэффициент наполнения газового двигателя. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: