Дата поступления рукописи в редакцию: 22.03.2023.
Дата принятия рукописи в печать: 24.04.2023.
В связи с введением рядом стран Запада антироссийских санкций многие иностранные компании начали приостанавливать свою работу в России. Это приводит и к вымыванию определенного ассортимента товаров и услуг на российском рынке и изменению ценовой политики. Цены меняются в магазинах изо дня в день, что подтверждают и покупатели, и продавцы. 4 марта 2022 г. Минсельхоз оссииъяснил подорожание импортной продукции. В ведомстве пояснили, что на ценовой динамике на рынке товаров и услуг сказываются несколько факторов, в том числе курсовые колебания и усложнение логистик [1, 2].
Чтобы не допустить рост цен на социально значимые товары, в настоящее время в соответствии с согласованными Минсельхозом, ФАС и Минпромторгом параметрами крупнейшие торговые сети приняли добровольные обязательства по ограничению наценок на отдельные товары [2].
Большинство аналитиков [1–3] склоняются к тому, что даже если некоторые конкретные бренды не будут представлены на рынке, массового дефицита товаров не предвидится. У российского потребителя, несомненно, будет необходимый набор товаров. Вопрос в том, насколько потребители будут удовлетворены данным ассортиментом, если они привыкли к товарам определенного бренда. И второй вопрос: как это скажется на покупательной способности населения. Подобную ситуацию россияне испытали еще в 2014 г., когда впервые столкнулись с экономическими санкциями. За последние восемь лет, по оценкам РБК, больше всего пострадала розничная торговля, строительство и сфера ИТ-технологий. Кризис в первую очередь отразился на реальных доходах населения — с октября 2014 г. (тогда в последний раз наблюдался их устойчивый рост) доходы сократились на 19,2 %, говорится в мониторинге Института социальной политики Высшей школы экономики [2].
В данной статье приведены результаты исследования степени влияния санкций на российских потребителей и оценки готовности приобретения отечественных товаров-заменителей. Выборка исследования составила 144 респондента. Согласно результатам проведенного исследования, выборка имеет следующие характеристики: подавляющее большинство (72,7 %) — мужчины, почти треть респондентов (27,3 %) — женщины. Большинство респондентов (79,5 %) — относятся к возрастной категории 18–30 лет. Пятая часть респондентов (20,5 %) — к категории 31–50 лет. Почти равные группы опрошенных являются совмещающими учебу с работой и работающими (38,6 и 34,1 % соответственно). Четверть респондентов указали, что являются студентами. Оставшиеся респонденты — пенсионеры. Наиболее распространенной (38,6 %) оказалась группа респондентов, указавших размер месячного дохода на одного человека в диапазоне 12 000–20 000 руб. Равные группы респондентов (по 22,7 %) указали, что их ежемесячный доход в расчете на одного человека находится в диапазонах менее 12 000 и 21 000–30 000 руб. 13,6 % опрошенных ответили, что их ежемесячный доход на одного человека составляет от 31 000 до 40 000 руб. Оставшиеся респонденты указали, что их месячный доход на одного человека превышает 41 000 руб.