По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.12.017 DOI:10.33920/vne-04-2305-02

Влияние экономических санкций на российских потребителей

Елена Ивановна Чарушина кандидат педагогических наук, доцент, кафедра менеджмента и маркетинга, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет», Россия, 159600, г. Кострома, ул. Дзержинского, д. 17. корп. В1, e-mail: vasilisa97@rambler.ru, ORCID: 0000-0001-6933-5376

Формирование нового геополитического порядка и, как следствие, изменения экономических контекстов предполагают трансформацию потребительского поведения. В связи с этим появляется много проблем как управленческого, так и маркетингового характера. В ситуации импортозамещения возникает необходимость изучения изменения структуры потребления. Проведено исследование потребителей на предмет оценки готовности приобретения отечественных товаров-заменителей. Цель работы — выявить степень влияния санкций на российских потребителей и оценить готовность приобретения отечественных товаров-заменителей. Исследование проводилось методом анкетного опроса на территории Костромской области. В исследовании приняли участие потребители от 18 до 50 лет, относящиеся к разными социальным группам как по доходу, так и по роду деятельности. Установлено следующее: дефицит товаров в целом потребителями не ощущается, мнения потребителей относительно сохранения лояльности и приверженности иностранным товарам разделились поровну, при этом определенная часть хотела бы сменить предпочтения в пользу аналогичного отечественного продукта, преобладает позитивное или нейтральное отношение потребителей к отечественным товарам и услугам, подавляющее большинство респондентов считают товары отечественного производства конкурентоспособными. В целом результаты исследования показали, что потребителям на российском рынке придется несколько изменить свое поведение, подстроив его под действие санкций ради удовлетворения имеющихся потребностей.

Литература:

1. Исследование РБК: как отрасли экономики приспособились к кризису // РБК [Электронный ресурс]. — URL: https://www.rbc.ru/research/economics/07/08/2017/5981a5199a794748b3ff c7e1 (дата обращения: 16.08.2022).

2. Эксперты исключили возможность дефицита товаров первой необходимости // Iz.ru [Электронный ресурс]. — URL: https://iz.ru/1304926/2022-03-17/eksperty-iskliuchili-vozmozhnost-defitcita-tovarov-pervoineobkhodimosti (дата обращения: 11.06.2022).

3. Сахар подешевел. Цены на продукты первой необходимости продолжают медленно снижаться в Магнитогорске // Магнитогорский рабочий [Электронный ресурс]. — URL: https://www.mr-info.ru/174444-saharpodeshevel-tseny-na-produkty-pervoy-neobhodimosti-prodolzhayut-medlenno-snizhatsya-v-magnitogorske. html (дата обращения: 11.06.2022).

4. Коммерческий директор ГК «Белая Долина»: что изменится на рынке молочных продуктов в 2022 году? // Официальный сайт ГК «Белая Долина» [Электронный ресурс]. — URL: http://beldolina.com/about/news/ smi-o-nas/albina-iskakova-kommercheskiy-direktor-gk-belaya-dolina-chto-izmenitsya-na-rynke-molochnykhprodukto/ (дата обращения: 16.08.2022).

5. Семенкин рассказал, что яйца подешевели на 10 %. В Росстате другие цифры // Ульяновск онлайн [Электронный ресурс]. — URL: https://73online.ru/r/semenkin_rasskazal_chto_yayca_podesheveli_na_10_v_ rosstate_drugie_cifry-104541 (дата обращения: 11.06.2022).

1. RBC study: how sectors of the economy have adapted to the crisis. RBC. — Available at: https://www.rbc.ru/ research/economics/07/08/2017/5981a5199a794748b3ff c7e1 (accessed: 16.08.2022) (in Russian).

2. The experts ruled out the possibility of a shortage of essential goods. Iz.ru. — Available at: https:// iz.ru/1304926/2022-03-17/eksperty-iskliuchili-vozmozhnost-defi tcita-tovarov-pervoi-neobkhodimosti (accessed: 11.06.2022) (in Russian).

3. Sugar has fallen in price. Prices for essential products continue to slowly decline in Magnitogorsk. Magnitogorsk working. — Available at: https://www.mr-info.ru/174444-sahar-podeshevel-tseny-na-produktypervoy-neobhodimosti-prodolzhayut-medlenno-snizhatsya-v-magnitogorske.html (accessed: 11.06.2022) (in Russian).

4. Commercial Director of the Belaya Dolina Group of Companies: what will change in the dairy market in 2022? Official website of Belaya Dolina Group of Companies. — Available at: http://beldolina.com/about/news/ smi-o-nas/albina-iskakova-kommercheskiy-direktor-gk-belaya-dolina-chto-izmenitsya-na-rynke-molochnykhprodukto/ (accessed: 16.08.2022) (in Russian).

5. Semenkin said that eggs fell by 10 %. Rosstat has other figures. Ulyanovsk online. — Available at: https://73online.ru/r/semenkin_rasskazal_chto_yayca_podesheveli_na_10_v_rosstate_drugie_cifry-104541 (accessed 11.06. 2022) (in Russian).

Дата поступления рукописи в редакцию: 22.03.2023.

Дата принятия рукописи в печать: 24.04.2023.

В связи с введением рядом стран Запада антироссийских санкций многие иностранные компании начали приостанавливать свою работу в России. Это приводит и к вымыванию определенного ассортимента товаров и услуг на российском рынке и изменению ценовой политики. Цены меняются в магазинах изо дня в день, что подтверждают и покупатели, и продавцы. 4 марта 2022 г. Минсельхоз оссииъяснил подорожание импортной продукции. В ведомстве пояснили, что на ценовой динамике на рынке товаров и услуг сказываются несколько факторов, в том числе курсовые колебания и усложнение логистик [1, 2].

Чтобы не допустить рост цен на социально значимые товары, в настоящее время в соответствии с согласованными Минсельхозом, ФАС и Минпромторгом параметрами крупнейшие торговые сети приняли добровольные обязательства по ограничению наценок на отдельные товары [2].

Большинство аналитиков [1–3] склоняются к тому, что даже если некоторые конкретные бренды не будут представлены на рынке, массового дефицита товаров не предвидится. У российского потребителя, несомненно, будет необходимый набор товаров. Вопрос в том, насколько потребители будут удовлетворены данным ассортиментом, если они привыкли к товарам определенного бренда. И второй вопрос: как это скажется на покупательной способности населения. Подобную ситуацию россияне испытали еще в 2014 г., когда впервые столкнулись с экономическими санкциями. За последние восемь лет, по оценкам РБК, больше всего пострадала розничная торговля, строительство и сфера ИТ-технологий. Кризис в первую очередь отразился на реальных доходах населения — с октября 2014 г. (тогда в последний раз наблюдался их устойчивый рост) доходы сократились на 19,2 %, говорится в мониторинге Института социальной политики Высшей школы экономики [2].

В данной статье приведены результаты исследования степени влияния санкций на российских потребителей и оценки готовности приобретения отечественных товаров-заменителей. Выборка исследования составила 144 респондента. Согласно результатам проведенного исследования, выборка имеет следующие характеристики: подавляющее большинство (72,7 %) — мужчины, почти треть респондентов (27,3 %) — женщины. Большинство респондентов (79,5 %) — относятся к возрастной категории 18–30 лет. Пятая часть респондентов (20,5 %) — к категории 31–50 лет. Почти равные группы опрошенных являются совмещающими учебу с работой и работающими (38,6 и 34,1 % соответственно). Четверть респондентов указали, что являются студентами. Оставшиеся респонденты — пенсионеры. Наиболее распространенной (38,6 %) оказалась группа респондентов, указавших размер месячного дохода на одного человека в диапазоне 12 000–20 000 руб. Равные группы респондентов (по 22,7 %) указали, что их ежемесячный доход в расчете на одного человека находится в диапазонах менее 12 000 и 21 000–30 000 руб. 13,6 % опрошенных ответили, что их ежемесячный доход на одного человека составляет от 31 000 до 40 000 руб. Оставшиеся респонденты указали, что их месячный доход на одного человека превышает 41 000 руб.

Для Цитирования:
Елена Ивановна Чарушина, Влияние экономических санкций на российских потребителей. Международная экономика. 2023;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: