По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336 DOI:10.33920/igt-2-2301-02

Влияние экологического фактора на развитие гостиничных предприятий

А. Ю. Штейнке ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», e-mail: 8274291@inbox.ru

В настоящее время мы все больше размышляем об окружающей среде, экологии и о том, какой след мы оставляем после себя на этой планете. Это распространяется на все области нашей деятельности — и на повседневную жизнь, и на глобальные тенденции различных индустрий. Мода на осознанное использование экологических ресурсов распространяется и на гостиничный бизнес. В статье проанализирована деятельность гостиничных предприятий и сформированы рекомендации для осуществления экологичной деятельности гостиничных предприятий.

Литература:

1. Исследование «Газпрома» «Влияние отопления гостиницы на ее расходы» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.gazprom-energy.co.uk/blog/an-energy-savin.

2. Экоотель «Экоферма Новая Рига» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.fermahotel.ru/.

1. "Gazprom’s" study "Influence of hotel heating on its costs". Available at: https://www. gazprom-energy.co.uk/blog/an-energy-savin.

2. Eco-hotel "Eco-farm New Riga". Available at: https://www.ferma-hotel.ru/.

Гостиницы делают все возможное, чтобы обеспечить комфортное пребывание гостя. Для комфорта и удобства постояльцев каждый номер освещается несколькими источниками света, к тому же во многих номерах есть электрические приборы вроде электрического чайника, фена для сушки волос, телевизора и кондиционера. Номера отапливаются , в том числе те, в которых не заселены гости. В номерах ежедневно меняют постельное белье, халаты и полотенца, которые позже стираются со стиральным порошком, отбеливателем, кондиционером для белья и прочими вредными для экологии средствами. Также во многих отелях гости ежедневно получают по несколько пластиковых баночек с гелями для душа, шампунями, и прочими мыльными принадлежностями. Иконечно, много энергии тратится на освещение и отопление коридоров, фойе, служебных помещений, обслуживание ресторанов и баров при отеле.

Вышеуказанные удобства для гостей в номерах очень затратные: согласно британскому исследованию, один отель с 50–150 номерами в день потребляет столько же электроэнергии, сколько одна семья из четырех человек за год. Это стоит достаточно, дорого, но, учитывая среднестатистическую стоимость номера и загрузку гостиниц, маржа остается высокой, и плата за электроэнергию полностью окупается полученной прибылью, поэтому гостиничные предприятия зачастую не торопятся переходить на более экономный расход электроэнергии. В то время как, согласно исследованиям «Газпрома»1, снижение средней температуры в гостинице на всего 1 оC может снизить расходы гостиницы на 8–10 % в год; а сокращение использования всей используемой электроэнергии на 1% может помочь сэкономить гостиничным предприятиям миллионы долларов в год.

Колоссальное количество воды, электроэнергии и моющих средств уходит на прачечные в гостиничных предприятиях. Согласно данным из открытого доступа, все постельное белье и полотенца для начала обрабатывают пятновыводителем, позже их замачивают в смеси из стирального порошка, холодной воды и соды для отбеливания, затем кипятят, стирают по второму кругу, добавляя смягчающий ароматизованный кондиционер для белья, выжимают и сушат, обычно с помощью сушильных машин. Все это происходит ежедневно (или чуть реже, в зависимости от категории гостиничного предприятия и соответствующих стандартов). В среднем на одного гостя в гостинице тратится около 400–800 литров воды за сутки.

Одна из значимых экологических проблем, связанных с гостиничным бизнесом, — это food waste, что дословно можно перевести как «впустую потраченная еда». В понятие food waste входят пищевые отходы, причем те, что стали непригодными для еды в связи с перепроизводством. Согласно статистике, треть произведенной еды пропадает, причем гостиничные и ресторанные предприятия создают около 18% подобных пищевых отходов, и одно из шести блюд в гостиничном предприятии портится, так как не находит для себя потребителя.

Эта проблема наиболее остро стоит в гостиницах с системой питания «шведский стол». Шведский стол, или буфет, — эффективное, быстрое и удобное предложение, которое предоставляет гостям широкий выбор блюд. Данная концепция подачи блюд довольно популярна среди F&B-менеджеров, заинтересованных в сокращении штата официантов, особенно занятых по утрам. Но, несмотря на все преимущества, шведский стол влечет за собой определенные риски.

Во-первых, это большое количество пищевых отходов. Во-вторых, что еще хуже, шведский стол может стать источником массового отравления и заражения коронавирусом, сальмонеллезом, кишечной палочкой или листериями. В гостинице сотни или даже тысячи людей привязаны к одному большому зданию и контактируют друг с другом в местах общего пользования, в том числе в зоне шведского стола. Многие вирусы имеют свойство распространяться довольно быстро, особенно когда гости употребляют зараженные продукты или прикасаются к загрязненным поверхностям.

Другой неприятный аспект шведского стола — то, что все блюда поддерживаются при комнатной температуре или слегка подогреваются. Это сокращает их срок годности, так как бактерии имеют свойство наиболее активно размножаться при температуре от 5 до 60 оC. Такое обстоятельство заставляет гостиничное предприятие подвергнуть гостей небезопасному принятию пищи, пролежавшей чуть больше положенных четырех часов, или безжалостно выкинуть громадное количество еды только из-за того, что никто не захотел ее съесть в течение положенного времени.

Таким образом, деятельность гостиничных предприятий значительно влияет на экологические проблемы в мире и страдает от них.

В последнее время во всем мире происходит борьба с экологическими проблемами. Люди приходят к осознанному потреблению2, сортируют мусор, перерабатывают отходы. Компании, в свою же очередь, отказываются от пластика в пользу зеленых альтернатив, применяют экологически чистое сырье, утилизируют офисные отходы по плану, комплексно используют солнечную энергию.

Данная тенденция также наблюдается и в гостиничном бизнесе. У многих экологический туризм ассоциируется с отдыхом в палатке у костра или на берегу моря, однако даже роскошные пятизвездочные гостиницы могут быть экологически чистыми!

В данной части нашей работы мы рассмотрим опыт борьбы с экологическими проблемами в гостиничном бизнесе как в России, так и в других странах мира.

Хотелось бы сказать, что в Европе и в США люди намного раньше, чем в России, пришли к осознанному потреблению. Сейчас в этих странах разумное самоограничение, сортировка мусора, переработка пластика являются правилами хорошего тона, а в некоторых странах они закреплены на законодательном уровне. В целом данный экологический подход выработался благодаря изменению менталитета, и выброшенный мимо мусорного ведра фантик рассматривается людьми в данных странах, как неприемлемое поведение.

Если говорить непосредственно про гостиничную сферу деятельности, то и здесь как с клиентов, так и с самих предприятий стоит брать пример. Постояльцы гостиниц просят стирать полотенца и постельное белье только по мере их загрязнения, не используют лишнюю электроэнергию без необходимости, во время питания по системе «шведский стол» не берут лишнего.

Экологический подход в гостиничном бизнесе в странах Европы и в США состоит в целом из комплексного подхода к проблеме. Отличным примером является гостиница «Лез Эглонс» (Альпы, Франция). Данная гостиница наполовину работает за счет выработанной электроэнергии, уличный бассейн в холодную погоду отапливается за счет тепла, выделяемого в процессе переработки опилок и торфа. Данное предприятие самостоятельно выращивает фрукты и овощи для своего ресторана. Дизайн гостиницы выполнен из органически и экологически чистого сырья. В самой гостинице царит атмосфера гармонии с природой. Хозяин предприятия чувствует себя ответственным перед природой и считает, что его бизнес должен строиться в первую очередь за счет сохранения биологической и культурной составляющей окружающей среды. На наш взгляд, экологическая стратегия данной гостиницы является идеальной и может служить отличным примером для других предприятий.

Также в мире существует ряд организаций, занимающихся разработкой и внедрением систем экологического менеджмента.

British Airways Holidays. Компания оказывает всяческое содействие средствам размещения с хорошим экологическим менеджментом. Она разрабатывает критерии экоменеджмента и пытается создать единые требования для зеленых отлей.

Certification for Sustainable Tourism. Компания занимается внедрением и популяризацией экотуризма в западном полушарии. Благодаря разработке государственной программы, связанной с развитием экоменеджмента, компании удалось создать собственный рынок экоуслуг.

Green Globe — британская компания, активно пропагандирующая и внедряющая экотуризм, работает в более чем 50 странах.

Green Key. Компания занимается экомаркировкой гостиниц, разрабатывает программы сертификации для кейтеринговых служб гостиниц, хостелов, конгресс-центров, домов отдыха.

Touristik Union International — ведущий туроператор Германии с более чем пятимиллионной клиентской базой, одним из первых в стране начал пропагандировать принципы экологической ответственности в туристской индустрии.

В России люди также борются за озеленение нашей планеты. Если опираться на опросы, то примерно 90% респондентов готовы переплачивать за зеленые альтернативы продуктов и сырья. Большое количество граждан осознают сущность проблемы и готовы предпринимать действия для ее устранения в дальнейшем. Экологическое мышление сейчас только набирает свои обороты. Люди перенаправляют свои ценности, ощущают ответственность перед окружающей средой и чувствуют последствия, которые могут наступить благодаря потребительскому образу жизни. Данный тип мышления называют ключевым навыком XXI века, так как именно нынешнему молодому поколению предстоит разбираться с экологическими проблемами и спасать нашу планету от мусора, климатических изменений, дефицита невозобновляемых природных ресурсов и т. д. Буквально 15 лет назад в России считалось постыдным закупаться в секонд-хендах. Сейчас же отношение к этому совершенно другое: люди отдают предпочтение более базовым и качественным вещам, стараются не поддаваться течениям «быстрой» моды.

Такие же тенденции прослеживаются и в гостиничном бизнесе. Предпочтительно используются качественные, натуральные и износостойкие материалы, хлопковые простыни и полотенца, которые не потеряют свего вида и не пожелтеют после пары стирок, устанавливается техника с режимом энергосбережения и души с более экономным расходом воды, используются экологически чистые и концентрированные моющие средства. Благодаря людям с экологическим мышлением появляются большие шансы для озеленения планеты и предприятий, в том числе и гостиничного бизнеса. Новые прогрессивные гостиницы сейчас строятся преимущественно из натуральных и экологически чистых материалов, стремятся к выработке собственной электроэнергии и сортируют мусор.

Российское экологическое и отраслевое законодательство не содержит каких-то строгих экологических требований. Закон РФ «Об основах туристской деятельности», государственные стандарты по туристскоэкскурсионному обслуживанию и услугам населению практически не затрагивают вопросов экологии и уменьшения отрицательного воздействия предприятий на окружающую среду. В ГОСТ Р 50690-20003 констатируется, что «предоставление туристских услуг (внутренний и въездной туризм) должно осуществляться в соответствии с законодательством по охране окружающей среды», а «туристские маршруты должны проходить в районах с благоприятными экологическими и санитарно-эпидемиологическими условиями». В ГОСТ Р 5118520144 содержится отдельный раздел, посвященный требованиям охраны окружающей среды. В нем указывается, что средства размещения должны функционировать в соответствии с положениями законодательства об окружающей среде, должна быть обеспечена экологическая безопасность потребителей, а также запрещены несанкционированные выбросы и сбросы загрязняющих веществ.

Однако в России активно развивается добровольная экологическая сертификация. В 2009 г. система экологической добровольной сертификации «Листок жизни»5 запустила проект «ЭКОгостиница». После прохождения сертификации в рамках этого проекта гостинице присуждается специальная сертификация. Среди гостиничных предприятий оказалось довольно много желающих принять участие в данном проекте. Эта программа учитывает мировые требования и особенности российского рынка. Экомаркировка «Листок жизни» подтверждает, что гостиница оказывает минимальное воздействие на окружающую среду. Критерии экологического стандарта соответствуют требованиям международных стандартов.

Таким образом, можно сказать, что опыт борьбы с экологическими проблемами как в России, так и в других странах мира весьма велик. Гостиницы пытаются развиваться в рамках сохранения чистоты окружающей среды. Конечно, опыт стран Европы и США в борьбе с экологическими проблемами является более богатым, чем в России, однако она также пытается не отставать от современных тенденций предотвращения экологических катастроф.

Экогостиницы (зеленые гостиницы) представляют собой экологически устойчивый отель, который во время своей работы минимизирует вред, нанесенный окружающей среде (или не наносит вообще). Зачастую такие предприятия также проводят ряд мер и мероприятий по очистке природы.

На наш взгляд, именно зеленые отели могут исправить экологические проблемы в гостиничной индустрии.

В настоящее время экогостиницы появляются и развиваются во всем мире, в том числе и в России: на Алтае, Камчатке, в Крыму. В целом экологичность данных гостиниц является их философией и принципами. Так чем же отличаются зеленые отели от обычных?

• В первую очередь экогостиницы всегда должны придерживаться своего главного принципа — не навредить окружающей среде, это касается и использования ресурсов. Такие отели работают на возобновляемых источниках энергии, энергосберегающем освещении, сортируют мусор, а также повторно используют сточную воду. Также стоит отметить, что многие экогостиницы занимаются растениеводством, у них есть свои грядки, где они выращивают экологически чистые фрукты и овощи для своих гостей.

• Данный вид гостиниц всегда можно отличить по их дизайну. В строительстве используются натуральные или переработанные материалы. Дизайн всегда выглядит лаконично, просто и приятно для глаз — никакой вычурности и излишней роскоши: льняные шторы, фактурные деревянные полочки, керамические аксессуары, все оформлено в природных и естественных оттенках. Экоотели всегда должны органично вписываться в окружающую среду, бережно относиться к ландшафту.

• Экологичность в быту — еще одно ключевое правило данных гостиниц. Экогостиницы максимально ограничивают использование пластика, никаких одноразовых шампуней и гелей для душа в пластиковых упаковках, химии при уборке — исключительно биоразлагаемые средства, многоразовая посуда, приборы и трубочки.

• Многие экогостиницы из-за принципов экономии электроэнергии отказываются от телевизоров и компьютеров в пользу альтернативных видов досуга для гостей. Однако данный шаг сделан не только в пользу экономии, но и для большего ощущения единения с природой. Данный шаг также поможет многим гостям отдохнуть от социальных сетей и добавить своему отдыху новые ощущения и эмоции.

Конечно, мы перечислили далеко не все правила экогостиниц, однако данные принципы всегда можно использовать и на обычных предприятиях с целью борьбы с экологическими проблемами в гостиничном бизнесе.

Далее хотелось бы уделить внимание зеленому отелю на территории России, рассказать о принципах и особенностях его функционирования — гостинице «Экоферма на Новой Риге»6. Весьма тяжело представить экоотель в таком большом городе, как Москва. Однако данная гостиница разбивает все стереотипы и является отличным примером экотуризма — «наедине с природой».

Экоферма со стороны выглядит как классическая русская изба или срубный дом, снаружи и внутри оформлена деревом. Дизайн выглядит просто и лаконично: четыре бревенчатых корпуса построены в соответствии с традициями русской архитектуры. При отделке не использовались искусственные материалы, поэтому воздух в них особенно чистый.

Номера также вписываются в концепцию экогостиниц: древнерусский стиль с деревянной мебелью, ковры из натуральных материалов (ручная работа), пейзажные картины, большое количество окон, создающих естественное освещение, и небольшие светильники с энергосберегающим режимом. Постояльцы отмечают, что в номерах стоит приятный запах древесины, наполняющий атмосферу уединения с природой.

Территория у отеля большая. Она включает в себя сам отель, баню, ресторан, собственную пивоварню и, собственно, ферму с очаровательными обитателями. Гостям гостиницы предлагаются бесплатная дегустация 14 сортов пива, езда на лошадях, мастер-классы по варке ухи и самогона, сборке яиц и доению коз. В местном магазине можно купить фермерские продукты, самодельные настойки, глиняную посуду.

Если говорить о влиянии данной гостиницы на окружающую среду, то оно весьма мизерное. Гостиница отлично вписывается в ландшафт, не нарушая колорита природы, в работе применяются возобновляемые источники энергии, сортируется мусор, в питании гостей используются фермерские продукты, повторно — сточная вода. Также сама гостиница применяет печки и камины для отопления.

Таким образом, можно сказать, что экогостиницы являются отличным решением экопроблем в гостиничном бизнесе, так как их влияние на природу минимально. Однако далеко не у каждой гостиницы есть возможность превратиться в экоотель. Причин на это может быть много, однако, на наш взгляд, практически каждая гостиница может позаимствовать пару принципов работы у зеленых отелей, например сортировать мусор, пользоваться альтернативными источники энергии, применять натуральные средства для уборки, просить гостей с умом подходить к расходу воды и стирке постельного белья и полотенец.

Гостиничная индустрия действительно несет весьма большой ущерб экологии и окружающей среде. Однако включение экологических аспектов в гостиничную деятельность поможет решить данные проблемы, более того, у отелей, которые заботятся об окружающей среде и борются с экологическими проблемами, всегда будет создаваться конкурентное преимущество относительно других гостиниц.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interest. The author declare that there is no conflict of interest.

Язык статьи:
Действия с выбранными: