По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Влияние дополнительного профессионального обучения на заработную плату работников

В условиях расширения применения инноваций, постоянного развития и совершенствования технологий работодатели должны осуществлять инвестиции не только в капитал, но и в труд, повышая производительность своих работников за счет приобретения ими новых навыков и компетенций. Инвестиции в обучение работников необходимы предприятиям для повышения их конкурентоспособности на рынках товаров и услуг.

Литература:

1. Травкин П. В. Оценка отдачи от дополнительного профессионального обучения российских работников: подход с учетом влияния способностей на заработную плату // Прикладная эконометрика. – 2014. – № 1 (33). – С. 51–70.

2. Травкин П. В. Дополнительное профессиональное образование в России: влияние на заработную плату работников // Вестник Воронежского государственного университета. – Серия: Экономика и управление. – 2013. – № 1. – С. 111–118.

3. Травкин П. В. Должно ли государство поддерживать дополнительное профессиональное обучение? // Человек и труд. – 2012. – № 12. – С. 34–35.

4. Travkin Pavel. The Returns to Training in Russia: A Diff erence-in-Diff erences Analysis / Working papers by NRU Higher School of Economics. Series WP BRP «Economics/EC». – 2014. – № 56.

5. Травкин П. В. Оценка отдачи от дополнительного профессионального обучения российских работников: подход с учетом влияния способностей на заработную плату // Препринты. НИУ ВШЭ. Серия WP15: Научные труды Лаборатории исследований рынка труда. – 2013.

6. Травкин П. В. Влияние дополнительного профессионального обучения на заработную плату и мобильность работника // Устойчивое развитие российских регионов: человек и модернизация. Доклады 30-й Международной научно-практической конференции по проблемам экономического развития в современном мире (Екатеринбург, 22–23 апреля 2011 г.) / Сост.: К. П. Юрченко; отв. ред.: К. П. Юрченко. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2011. – С. 112–116.

Способы приобретения работниками новых навыков и знаний, т. е. увеличения или качественного изменения их человеческого капитала, могут различаться. Согласно общепринятой классификации это может быть формализованное обучение (например, специальные тренинги и семинары), а также неформальное обучение, т. е. приобретение опыта непосредственно в процессе трудовой деятельности, наблюдение за более опытными коллегами и(или) через канал наставничества на рабочем месте.

Кроме того, способы приобретения работниками навыков и знаний зависят от вида и масштаба деятельности предприятий, на которых они заняты, от того, какие навыки востребованы предприятиями и др.

В развитых странах работодатели активно инвестируют в развитие человеческого капитала своих работников.

Так, согласно исследованию Всемирного банка в странах, входящих в Организацию Экономического Сотрудничества и Развития – ОЭСР, больше половины предприятий предоставляют сотрудникам дополнительное обучение в той или иной форме. Однако в России уровень инвестиций в дополнительное обучение гораздо ниже.

Объяснение этого, возможно, связано с высокой мобильностью работников на российском рынке труда, из-за чего у работодателей нет уверенности, что они в будущем получат отдачу от инвестиций в виде повышения производительности.

В этих условиях издержки (материальные и временные) переманивания работников с необходимой квалификацией с других предприятий, возможно, ниже по сравнению с издержками обучения работников.

В связи с этим становится актуальным определить, всегда ли инвестиции в человеческий капитал являются выгодным вложением средств предприятий в России. Приносят ли такие инвестиции выгоды предприятиям или отдача от них настолько невысока, что снижает стимулы работодателей инвестировать в своих работников.

Вопросы отдачи от инвестиций предприятий в человеческий капитал работников тесно связаны с проблемамипроизводительности труда. В основе повышения заработной платы работников после прохождения дополнительного обучения лежит повышение их производительности труда. Поэтому оценка отдачи от дополнительного обучения является косвенной оценкой вклада такого обучения в производительность труда. Понимание факторов, влияющих на отдачу от дополнительного обучения и на величину этой отдачи, способствует выявлению факторов, воздействующих на повышение производительности труда на российских предприятиях.

Для Цитирования:
П. В. Травкин, Влияние дополнительного профессионального обучения на заработную плату работников. Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте. 2018;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: