По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.89 DOI:10.33920/med-01-2406-07

Влияние домашнего насилия, перенесенного в дошкольном возрасте, на формирование виктимности

Руженкова Виктория Викторовна д.м.н., доцент, заведующая кафедрой психиатрии, наркологии и клинической психологии, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, 308015, ул. Победы, 85, г. Белгород, Россия, ORCID: 0000-0003-0991-2084, ruzhenkova@bsu.edu.ru
Хамская Инна Сергеевна к.м.н., доцент кафедры психиатрии, наркологии и клинической психологии, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, 308015, ул. Победы, 85, г. Белгород, Россия, E-mail: lukyantseva@bsu.edu.ru, ORCID: 0000-0001-8753-1805
Ретюнский Константин Юрьевич д.м.н., профессор кафедры психиатрии, наркологии и клинической психологии, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, 308015, ул. Победы, 85, г. Белгород, Россия, моб. тел. 8-912-614-53-80, E-mail: retiunsk@mail.ru, ORCID: 0000-0003-1302-483X
Боева Алевтина Викторовна к.м.н., доцент кафедры психиатрии, наркологии и клинической психологии, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, 308015, ул. Победы, 85, г. Белгород, Россия, E-mail: boeva_a@bsu.edu.ru, ORCID: 0000-0001-8842-5115
Москвитина Ульяна Сергеевна к.м.н., доцент кафедры психиатрии, наркологии и клинической психологии, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, 308015, ул. Победы, 85, г. Белгород, Россия, E-mail: moskvitina@bsu.edu.ru, ORCID: 0000-0002-8061-519X
Ржевская Наталья Константиновна доцент кафедры психиатрии, наркологии и клинической психологии, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, 308015, ул. Победы, 85, г. Белгород, Россия, E-mail: rzhevskaya_n@bsu.edu.ru, ORCID:0000-0003-2797-6321
Колосова Марина Александровна к.м.н., доцент кафедры психиатрии, наркологии и клинической психологии, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, 308015, ул. Победы, 85, г. Белгород, Россия, E-mail: kolosova@bsu.edu.ru, ORCID: 0000-0002-9748-4907
Минакова Юлия Сергеевна к.м.н., доцент кафедры психиатрии, наркологии и клинической психологии, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, 308015, ул. Победы, 85, г. Белгород, Россия, E-mail: minakova@bsu.edu.ru, ORCID: 0009-0008-0447-3522

В статье на основе результатов медико-социологического и психометрического исследования приводятся данные о распространенности перенесенного физического насилия в дошкольном возрасте у студентов-медиков. Обследована сплошная выборка, состоящая из 275 студентов пятого курса медицинского института. Продемонстрировано, что физическое насилие во всех случаях сочеталось с психологическим и в 12 % — с сексуальным. Показано, что итогом перенесенного насилия было формирование тревожных личностных особенностей, низкого уровня самоуважения, что создавало риск социальной дезадаптации. Установлено, что при воспитании в условиях физического и психологического насилия виктимные комплексы формируются в 2–4 раза чаще, чем при воспитании в благоприятных условиях. При этом субъективная значимость степени выраженности перенесенного физического насилия в семье в дошкольном возрасте, значительно (в 8–56 раз) повышает вероятность быть подвергнутым избиению, сексуальным домогательствам, психологическому давлению, в отличие от воспитания в благоприятных условиях. Приводятся и описываются факторы риска семейного насилия. Обсуждаются возможности оказания медико-психологической помощи.

Литература:

1. Клоченко Л.Н. Психическое насилие: вопросы уголовно-правовой регламентации и квалификации: дис.…канд. юрид. наук: 12.00.08. Москва, 2019, 206 с.

2. Дроздов Д. Е. Понятие и признаки психического насилия. Учёные записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2022; 8 (74): 297–302.

3. Дайшутов М. М., Динека В.И., Денисенко М. В. Психическое насилие в уголовном праве. Вестник Московского университета МВД России. 2019; 1:77–81.

4. Григорьева И.А. Социальная работа с семьей: учебное пособие для академического бакалавриата. Москва: Юрайт. 2019, 149 с.

5. Сланова А.Ю., Кабулашвили К.М. Домашнее насилие как социальная проблема в современном российском обществе. Мир науки. Социология, филология, культурология. 2021; 1. https://sfk-mn.ru/PDF/20SCSK121.pdf

6. Холостова Е.И. Социальная работа: учебник для вузов. Москва: Юрайт. 2020, 755 с.

7. Шульга А.А. Социально-правовая защита детей: учебное пособие для вузов. Москва: Юрайт. 2020, 192 с.

8. Дозорцева Е. Г., Семья Г.В. Насилие в отношении детей. Работа с семьей и ребенком: монография. Москва: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. 2022, 421 с.

9. Robinson Y., Farrington D.P., Malvaso C.G. Physical Punishment and Offending in Two Successive Generations of Males. Child Abuse and Neglect, Academic Press. 2019; 1:203–224. https://doi.org/10.1016/B978–0–12–815344–4.00011–8.

10. Яценко Т. Е. Взаимосвязь виктимной деформации личности и склонности к виктимному поведению в подростковом и юношеском возрастах. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019; 3 (43).

11. Булгакова Д.О. Виктимность несовершеннолетних жертв сексуального насилия. Вестник современных исследований. 2018; 4 (2):588–590.

12. Ермолова О.В. Проявления виктимности у медицинских работников. Молодой ученый. 2021; 51 (393): 446–448.

13. Вишневецкий К.В. Виктимологические аспекты обеспечения безопасности медицинских работников. Гуманитарные, социально — экономические и общественные науки.2019; 11:152–155.

14. Лисова Е.Н. Представления медицинских работников о собственной виктимизации вследствие пандемии COVID-19. Виктимология. 2020; 4 (26):18–27.

15. Руженкова В. В., Руженков В.А., Шкилева И. Ю. Влияние учебного стресса на проявление тревожных и тревожно-фобических расстройств у студентов-медиков 1 курса. Научные Ведомости БелГУ. Серия Медицина и фармация. 2018; 41 (2):305–316.

1. Klochenko L.N. Psikhicheskoe nasilie: voprosy ugolovno-pravovoi reglamentatsii i kvalifikatsii [Mental violence: issues of criminal legal regulation and qualification]: thesis for the degree of PhD Candidate in Law. Moscow, 2019, 206 p. (In Russ.)

2. Drozdov D. E. Poniatie i priznaki psikhicheskogo nasiliia [Concept and signs of mental violence]. Uchenye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Iuridicheskie nauki [Scientific Notes of the Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky. Legal Sciences]. 2022; 8 (74): 297–302. (In Russ.)

3. Daishutov M.M., Dineka V.I., Denisenko M.V. Psikhicheskoe nasilie v ugolovnom prave [Mental violence in criminal law]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2019; 1:77–81. (In Russ.)

4. Grigorieva I.A. Sotsialnaia rabota s semei [Social work with families]: a textbook for bachelor degree. Moscow: Iurait. 2019, 149 p. (In Russ.)

5. Slanova A. Iu., Kabulashvili K.M. Domashnee nasilie kak sotsialnaia problema v sovremennom rossiiskom obshchestve [Domestic violence as a social problem in modern Russian society]. Mir nauki. Sotsiologiia, filologiia, kulturologiia [World of Science. Sociology, Philology, Cultural Studies]. 2021; 1. https://sfk-mn.ru/PDF/20SCSK121.pdf (In Russ.)

6. Kholostova E. I. Sotsialnaia rabota [Social work]: textbook for higher educational institutions. Moscow: Iurait. 2020, 755 p. (In Russ.)

7. Shulga A.A. Sotsialno-pravovaia zashchita detei [Social and legal protection of children]: textbook for higher educational institutions. Moscow: Iurait. 2020, 192 p. (In Russ.)

8. Dozortseva E.G., Semia G.V. Nasilie v otnoshenii detei. Rabota s semei i rebenkom [Violence against children. Working with family and children]: monograph. Moscow: Publishing house of the FSBEI HE MSPPU. 2022, 421 p. (In Russ.)

9. Robinson Y., Farrington D.P., Malvaso C.G. Physical Punishment and Offending in Two Successful Generations of Males. (Child Abuse and Neglect, Academic Press). 2019; 1:203–224. https://doi.org/10.1016/B978–0–12–815344–4.00011–8.

10. Iatsenko T.E. Vzaimosviaz viktimnoi deformatsii lichnosti i sklonnosti k viktimnomu povedeniiu v podrostkovom i iunosheskom vozrastakh [The relationship between victimization personality deformation and the tendency to victimize behavior in adolescence and youth]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Shadrinsk State Pedagogical University]. 2019; 3 (43). (In Russ.)

11. Bulgakova D.O. Viktimnost nesovershennoletnikh zhertv seksualnogo nasiliia [Victimization of minor victims of sexual assault]. Vestnik sovremennykh issledovanii [Bulletin of Modern Research]. 2018; 4 (2):588–590. (In Russ.)

12. Ermolova O.V. Proiavleniia viktimnosti u meditsinskikh rabotnikov [Manifestations of victimization among medical workers]. Molodoi uchenyi [Young Scientist]. 2021; 51 (393): 446–448. (In Russ.)

13. Vishnevetskii K.V. Viktimologicheskie aspekty obespecheniia bezopasnosti meditsinskikh rabotnikov [Victimological aspects of ensuring the safety of medical workers]. Gumanitarnye, sotsialno — ekonomicheskie i obshchestvennye nauki [Humanitarian, Socio-Economic and Social Sciences]. 2019; 11:152–155. (In Russ.)

14. Lisova E.N. Predstavleniia meditsinskikh rabotnikov o sobstvennoi viktimizatsii vsledstvie pandemii COVID-19 [Healthcare workers' perceptions of their own victimization due to the COVID-19 pandemic]. Viktimologiia [Victimology]. 2020; 4 (26):18–27. (In Russ.)

15. Ruzhenkova V.V., Ruzhenkov V.A., Shkileva I. Iu. Vliianie uchebnogo stressa na proiavlenie trevozhnykh i trevozhno-fobicheskikh rasstroistv u studentov-medikov 1 kursa [The influence of educational stress on the manifestation of anxiety and anxiety-phobic disorders in 1st year medical students]. Nauchnye Vedomosti BelGU. Seriia Meditsina i farmatsiia [Scientific Gazette of BelSU. Series Medicine and Pharmacy]. 2018; 41 (2):305–316. (In Russ.)

В последние годы представление о видах насилия в отношении детей и подростков расширяется.

В бытовом контексте под «насилием» понимаются разнообразные виды актов воздействия субъекта на объект, помимо или против его воли, причиняющие или вызывающие угрозу причинения какого-либо вреда [1].

Одним из распространённых видов насилия является психическое насилие, которое заключается в воздействии на психику человека или группы людей каким — либо способом для достижения определенной цели [2].

Принято считать, что физическое насилие всегда сопровождается психическим, так как любое негативное воздействие на организм отражается на психике [3]. В свою очередь, многие формы психического насилия негативно сказываются на физиологических процессах, протекающих в организме. Поэтому, некоторыми исследователями психическое и физическое насилие рассматриваются как неразрывно связанные понятия [4]. Чаще всего несовершеннолетние лица сталкиваются с насилием в рамках семьи [5].

При этом, семейное насилие встречается и в так называемых благополучных семьях, члены которых имеют высшее образование, достаточный материальный уровень и высокое социальное положение, но при этом эмоционально холодные, создающие атмосферу постоянного напряжения, требовательные и контролирующие к ребенку [6, 7].

Кроме насилия над ребенком, выделяется жестокое обращение с детьми – умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых или детей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка либо угрожают правам и благополучию ребенка [8].

Перенесенное насилие к семье негативно складывается на состоянии психического здоровья. Последствия могут проявляться постепенно, в течение нескольких месяцев или и лет, и оказывать негативное влияние на дальнейшее становление и развитие личности. Установлено, что сексуальное и физическое насилие чаще соотносятся с формированием расстройств поведения и личности, а среди последствий психологического насилия на первый план выходят симптомы, отражающие формирование пограничной личностной патологии [8].

Для Цитирования:
Руженкова Виктория Викторовна, Хамская Инна Сергеевна, Ретюнский Константин Юрьевич, Боева Алевтина Викторовна, Москвитина Ульяна Сергеевна, Ржевская Наталья Константиновна, Колосова Марина Александровна, Минакова Юлия Сергеевна, Влияние домашнего насилия, перенесенного в дошкольном возрасте, на формирование виктимности. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: