В последние годы представление о видах насилия в отношении детей и подростков расширяется.
В бытовом контексте под «насилием» понимаются разнообразные виды актов воздействия субъекта на объект, помимо или против его воли, причиняющие или вызывающие угрозу причинения какого-либо вреда [1].
Одним из распространённых видов насилия является психическое насилие, которое заключается в воздействии на психику человека или группы людей каким — либо способом для достижения определенной цели [2].
Принято считать, что физическое насилие всегда сопровождается психическим, так как любое негативное воздействие на организм отражается на психике [3]. В свою очередь, многие формы психического насилия негативно сказываются на физиологических процессах, протекающих в организме. Поэтому, некоторыми исследователями психическое и физическое насилие рассматриваются как неразрывно связанные понятия [4]. Чаще всего несовершеннолетние лица сталкиваются с насилием в рамках семьи [5].
При этом, семейное насилие встречается и в так называемых благополучных семьях, члены которых имеют высшее образование, достаточный материальный уровень и высокое социальное положение, но при этом эмоционально холодные, создающие атмосферу постоянного напряжения, требовательные и контролирующие к ребенку [6, 7].
Кроме насилия над ребенком, выделяется жестокое обращение с детьми – умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых или детей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка либо угрожают правам и благополучию ребенка [8].
Перенесенное насилие к семье негативно складывается на состоянии психического здоровья. Последствия могут проявляться постепенно, в течение нескольких месяцев или и лет, и оказывать негативное влияние на дальнейшее становление и развитие личности. Установлено, что сексуальное и физическое насилие чаще соотносятся с формированием расстройств поведения и личности, а среди последствий психологического насилия на первый план выходят симптомы, отражающие формирование пограничной личностной патологии [8].