Специалисты в области межличностных отношений утверждают, что способность к общению зависит от склада характера и типологических свойств личности. Важнейшими из которых являются организаторские и коммуникативные качества — высокая степень развития которых позволяет грамотно выстраивать межличностные отношения с людьми, эффективно взаимодействовать в совместной деятельности. Организаторские и коммуникативные качества необходимы не только тем, кто в своей профессиональной деятельности взаимодействует с людьми, но и каждому человеку, находящемуся в обществе и [1, 2, 3].
Цель исследования: определить степень влияния коммуникативных и организаторских способностей руководителя сестринской службы на формирование и поддержание комфортного социально-психологического климата в сестринском коллективе.
Для достижения поставленной цели использовались: социологический (анкетирование, тестирование) и статистический методы.
Научно-исследовательская работа проводилась на базе ГБУЗ «Городищенская центральная районная больница».
Изучение коммуникативных и организаторских способностей с помощью тестовой методики КОС-2 позволило определить индекс уровня развития коммуникативных и организаторских способностей равный 4. Результат, полученный на основании использования данной методики, показал, что уровень сформированности организаторских и коммуникативных способностей у главной медицинской сестры достаточно высокий. Уровень сформированности представлен способностью ориентироваться в новой обстановке, коммуникабельностью, со стремлением расширить круг своих знакомых, готовностью помогать окружению.
В результате определения стиля руководства выяснено, что руководителю сестринской службы присуще сочетание трех стилей руководства — либерального, авторитарного и демократического, с преимущественным доминированием демократического стиля руководства.
В результате оценки стиля делового общения главной медицинской сестры, был получен показатель — 8 баллов, который не является наивысшим, несмотря на уровень сформированности коммуникативных способностей у главной медицинской сестры высокий (по методике КОС-2) и она склонна к демократическому стилю управления. По нашему мнению, проявления «коммуникационных ошибок» связаны с дефицитом знаний по психологии управления, например, главная медицинская сестра: