По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 347 DOI:10.33920/nik-02-2311-02

Влияние блогосферы на формирование духовно-нравственных ценностей молодежи в меняющемся информационном мире

Акимова Елена Михайловна кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры журналистики Московского гуманитарного университета, 111395, Российская Федерация, Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: e.m.akimova@yandex.ru
Гудкова Ольга Дмитриевна магистрант кафедры журналистики Московского гуманитарного университета, 111395, Российская Федерация, Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: gudkowa.olya@yandex.ru

В статье раскрывается возрастающая роль блогосферы в формировании духовно-нравственных ценностей в меняющемся информационном мире, причины её эффективного воздействия на мировоззрение молодёжи, особенно в рамках образования, а также усиление манипуляций и деструктивного влияния блогов на сознание молодёжной аудитории.

Литература:

1. Баянова Н.А. Ценности и ценностные ориентации как детерминанты поведения [Электронный ресурс] // Samlib.ru. URL: http://samlib.ru/b/bajanowa_n_a/ cennostiicennostnyeorientaciikakdeterminantypowedenija.shtml (дата обращения 09.02.2022)

2. Белоножко Л.Н. Средства массовой информации в системе духовно-нравственного развития личности; автореф. дисс. канд. соц. наук: 22.00.06 / Тюменский индустриальный университет. Тюмень, 2017. — 24 с.

3. Бердяев Н.А. Судьба России [Текст] : Самопознание / Н. Бердяев. — Ростов н/Д : Феникс, 1997. — 541 с.

4. ВЦИОМ. Подросток в социальной сети: норма жизни — или сигнал опасности? Аналитический обзор от 06.03.2019 [Электронный ресурс] // wicom.ru. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/podrostok-v-soczialnoj-setinorma-zhizni-ili-signal-opasnosti- (дата обращения 09.02.2022)

5. Головин Ю.А., Коханая О.Е. Журналистика как социокультурный институт: теория и практика // М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2022. — 186 с.

6. Дубынин Вячеслав [Электронный ресурс] // Youtube.com. URL: https:// www.youtube.com/channel/UC05PenzI00EerQHR_Z8Flfw (дата обращения: 30.04.2022).

7. Евсюкова Т.В., Гермашева Т.М. Основные подходы к определению понятия «блог» и «блогосфера» в лингвистике // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2015. — № 11–2. — С. 239.

8. Кант И. Собрание сочинений в 6 т. // Т. 4., ч.1. — М.: Наука, 1965.

9. Коханая О.Е. Некоторые ценностные потенции современного журналистского образования // Высшее образование для XXI века: ХIII Международная научная конференция. Москва, 8–10 декабря 2016 г.: Доклады и материалы. Круглый стол. Профессиональная подготовка в сфере масс-медиа. Часть 1 / отв. ред. О.Е. Коханая. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2016. — С. 68–75.

10. Курпатов А. [Электронный ресурс] // Youtube.com. URL: https://www.youtube. com/c/AndreyKurpatov (дата обращения: 02.05.2022).

11. Левада-Центр Динамика пользования интернетом. Аналитический обзор от 05.12.2019 [Электронный ресурс] // Youtube.com. URL: https://www.levada. ru/2019/12/05/dinamika-polzovaniya-internetom/ (дата обращения: 09.03.2022).

12. Россияне о блогах и блогерах [Электронный ресурс] // Институт общественного мнения «Анкетолог». 13.06.2018. iom.anketolog.ru. URL: https://iom.anketolog. ru/2018/06/13/rossiyane-o-blogah (дата обращения: 20.03.2020).

13. Савельев С. [Электронный ресурс] // Youtube.com. URL: https://www.youtube. com/channel/UCPC_BIR_F5zlm2plRQs86rg (дата обращения: 20.03.2022).

14. Черниговская Т. Лекции [Электронный ресурс] // Youtube.com. URL: https:// www.youtube.com/channel/UCKD5zN3mteERxteZdlQhJ3w (дата обращения: 01.05.2022).

15. Философский словарь / [Адо А. В. и др.]; Под ред. И. Т. Фролова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Политиздат, 1991. — 559.

16. Фурсов А. [Электронный ресурс] // Youtube.com. URL: https://www.youtube. com/c/systeemtheories (дата обращения: 01.05.2022).

17. Хакамада И. [Электронный ресурс] // Youtube.com. URL: https://www. youtube.com/channel/UC25omgPk5kEFbEeKpP0WiUg (дата обращения: 03.05.2022).

1. Bayanova N.A. Tsennosti i tsennostnyye oriyentatsii kak determinanty povedeniya [Elektronnyy resurs] // Samlib.ru. URL: http://samlib.ru/b/bajanowa_n_a/cennostiicenn ostnyeorientaciikakdeterminantypowedenija.shtml (data obrashcheniya 09.02.2022)

2. Belonozhko L.N. Sredstva massovoy informatsii v sisteme dukhovnonravstvennogo razvitiya lichnosti; avtoref. diss. kand. sots. nauk: 22.00.06 / Tyumenskiy industrial'nyy universitet. Tyumen', 2017. — 24 s.

3. Berdyayev N.A. Sud'ba Rossii [Tekst] : Samopoznaniye / N. Berdyayev. — Rostov n/D : Feniks, 1997. — 541 s.

4. VTSIOM. Podrostok v sotsial'noy seti: norma zhizni — ili signal opasnosti? Analiticheskiy obzor ot 06.03.2019 [Elektronnyy resurs] // wicom.ru. URL: https://wciom. ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/podrostok-v-soczialnoj-seti-norma-zhizni-ilisignal-opasnosti- (data obrashcheniya 09.02.2022)

5. Golovin YU.A., Kokhanaya O.Ye. Zhurnalistika kak sotsiokul'turnyy institut: teoriya i praktika // M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta, 2022. — 186 s.

6. Dubynin Vyacheslav [Elektronnyy resurs] // Youtube.com. URL: https://www. youtube.com/channel/UC05PenzI00EerQHR_Z8Flfw (data obrashcheniya: 30.04.2022).

7. Yevsyukova T.V., Germasheva T.M. Osnovnyye podkhody k opredeleniyu ponyatiya «blog» i «blogosfera» v lingvistike // Gumanitarnyye, sotsial'no-ekonomicheskiye i obshchestvennyye nauki. — 2015. — № 11–2. — S. 239.

8. Kant I. Sobraniye sochineniy v 6 t. // T. 4., ch.1. — M.: Nauka, 1965.

9. Kokhanaya O.Ye. Nekotoryye tsennostnyye potentsii sovremennogo zhurnalistskogo obrazovaniya // Vyssheye obrazovaniye dlya XXI veka: KHIII Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya. Moskva, 8–10 dekabrya 2016 g.: Doklady i materialy. Kruglyy stol. Professional'naya podgotovka v sfere mass-media. Chast' 1 / otv. red. O.Ye. Kokhanaya. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta, 2016. — S. 68–75.

10. Kurpatov A. [Elektronnyy resurs] // Youtube.com. URL: https://www.youtube. com/c/AndreyKurpatov (data obrashcheniya: 02.05.2022).

11. Levada-Tsentr Dinamika pol'zovaniya internetom. Analiticheskiy obzor ot 05.12.2019 [Elektronnyy resurs] // Youtube.com. URL: https://www.levada. ru/2019/12/05/dinamika-polzovaniya-internetom/ (data obrashcheniya: 09.03.2022).

12. Rossiyane o blogakh i blogerakh [Elektronnyy resurs] // Institut obshchestvennogo mneniya «Anketolog». 13.06.2018. iom.anketolog.ru. URL: https://iom.anketolog. ru/2018/06/13/rossiyane-o-blogah (data obrashcheniya: 20.03.2020).

13. Savel'yev S. [Elektronnyy resurs] // Youtube.com. URL: https://www.youtube. com/channel/UCPC_BIR_F5zlm2plRQs86rg (data obrashcheniya: 20.03.2022).

14. Chernigovskaya T. Lektsii [Elektronnyy resurs] // Youtube.com. URL: https://www. youtube.com/channel/UCKD5zN3mteERxteZdlQhJ3w (data obrashcheniya: 01.05.2022).

15. Filosofskiy slovar' / [Ado A. V. i dr.]; Pod red. I. T. Frolova. — 6-ye izd., pererab. i dop. — Moskva : Politizdat, 1991. — 559.

16. Fursov A. [Elektronnyy resurs] // Youtube.com. URL: https://www.youtube. com/c/systeemtheories (data obrashcheniya: 01.05.2022).

17. Khakamada I. [Elektronnyy resurs] // Youtube.com. URL: https://www.youtube. com/channel/UC25omgPk5kEFbEeKpP0WiUg (data obrashcheniya: 03.05.2022).

Актуальность проблемы влияния блогосферы на духовно-нравственный потенциал молодежи определяется рядом факторов. Прежде всего, в современных условиях наблюдается высокая турбулентность в России и мировом сообществе, которая охватывает все сферы общественной жизни. Непрерывно и стремительно меняется информационный мир, обостряется война за умы людей, многократно усиливается манипуляция общественным сознанием, направленная на деформацию духовно-нравственных ценностей.

Большую роль в развитии этих процессов играют Интернет СМИ, особенно блогосфера. Об этом свидетельствуют данные Левада-Центра. 81% опрошенных в 2019 г. старше 18 лет предпочитают получать информацию в интернете, а в возрастной группе от 18 до 24 лет пользуются интернетом 94%, 65% делают это ежедневно [11]. Аудитория соцсетей в России составляет 49% общей численности населения. Это примерно 70 миллионов активных пользователей. Именно в соцсетях лидерами мнений являются блогеры. 82% россиян считают, что блогеры активно влияют на общественное мнение, оказывают существенное влияние на духовно-нравственный потенциал личности, чему способствует главным образом парасоциальное взаимодействие блогера и индивида, основанное на высокой степени доверия [11].

Следует отметить также, что в наибольшей степени осваивает новые средства коммуникации молодежь, которая больше других демографических групп подвержена их влиянию, что обусловлено несформированностью ее духовно-нравственных ориентиров. Так 58% опрошенных в группе старше 18 лет, по данным ВЦИОМа, считают, что социальные сети оказывают негативное влияние на молодёжь. Но больше половины из них не замечает этого, не ощущает на себе влияние даже при получении информации о техногенных катастрофах, терактах, убийствах. Связано это с низким уровнем образования, неразвитостью мышления, отсутствием навыка критического осмысления получаемой информации [4].

Большой интерес к проблеме влияния блогосферы на молодёжь объясняется также тем, что данную группу отличает нестабильность, ее система ценностей легко трансформируется из-за отсутствия устойчивых жизненных ориентиров под воздействием средств массовой информации. Молодёжь является лидером в социокультурных переменах. Поэтому в критических ситуациях на неё оказывается активное информационное давление, чтобы направить её энергию в нужное русло.

Для Цитирования:
Акимова Елена Михайловна, Гудкова Ольга Дмитриевна, Влияние блогосферы на формирование духовно-нравственных ценностей молодежи в меняющемся информационном мире. Ученый совет. 2023;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: