Актуальность исследований. В последние два десятилетия во всем мире наблюдается резкое изменение климата, которое, безусловно, сказывается на состоянии сельскохозяйственной отрасли и особенно растениеводства. Кроме того, многие причины экономического и организационно-хозяйственного характера приводят к нарушению естественного гомеостаза агробиоценозов и микробиоты почвенной сферы, в результате чего дефицит питательных веществ достигает 80 %, усилилось загрязнение среды токсичными остатками техногенного происхождения. Все это неизбежно отражается на продуктивности сельскохозяйственных культур и экологической чистоте получаемой продукции [1, 2]. Обостряется и фитосанитарное состояние агроценозов, в популяциях фитопатогенов учащаются случаи возникновения эпифитотий, расширения ареалов видов с высокой вредоносностью, появляются новые более агрессивные патотипы [4, 6].
В целях дальнейшего роста продуктивности растениеводства в современных условиях возникает необходимость изменения общей стратегии агрономических и фитосанитарных технологий, а именно, усиление их экологической направленности при постоянном повышении адаптивных возможностей растений [7–9].
В решение данной задачи важная роль принадлежит использованию регуляторов роста растений (РРР), позволяющих повысить природный биологический потенциал роста, развития и устойчивости растений к неблагоприятным факторам среды. Такие ценные свойства их, как высокая экологическая безопасность, очень низкие нормы расхода, многофункциональность, в т. ч. способность снижать разнообразные стрессовые воздействия окружающей среды на растения, обусловливают высокую перспективность их широкого использования в современных агротехнологиях [11, 14]. Разработка новых препаратов данной группы и изучение особенностей их действия на растения признана в настоящее время актуальным направлением научных исследований.
Цель исследований состояла в изучении особенностей действия нового полифункционального регулятора роста растений Стивин, созданного на основе компонентов растительного происхождения, и оценке его эффективности при применении на основных сельскохозяйственных культурах: озимая пшеница, яровой ячмень, кукуруза, соя, сахарная свекла, картофель и подсолнечник.