В работе с детьми анималотерапия тесно связана с эффективными методами психокоррекции, такими как сказкотерапия, куклотерапия, игротерапия, арттерапия, телесно-ориентированные методы и др. Анималотерапия имеет широкий спектр инструментария — это символы животных, их образы, рисунки с ними, животные — сказочные герои, животные-игрушки и настоящие животные, общение с которыми безопасно.
Задача анималотерапии — раскрыть дополнительные возможности в поведении и личности взрослых и детей, обогатить их социально адаптированный поведенческий репертуар через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют максимально приспособиться к условиям жизни, находиться в сбалансированном взаимодействии с окружающими. Наблюдение за животными и взаимодействие с ними положительно сказываются на развитии интеллектуальных способностей ребенка, необходимых для успешной адаптации в социуме. Получая знания через общение с реальными животными, ребенок учится обобщать, сопоставлять и сравнивать, анализировать и синтезировать. Результаты чувственного опыта перерастают в суждения и абстрактные представления, формируя через познавательный интерес и любознательность не только мышление, но и основы мировоззрения ребенка.
В анималотерапии предпочтение отдается «социализированным» домашним животным: лошадям, кроликам, кошкам, собакам, хомячкам, свинкам, — всем тем, кто научился «прилично себя вести» в человеческом обществе. При выборе животного необходимо изучить его индивидуально-психологические особенности, привычки в «быту» и на природе, выяснить условия воспитания, посмотреть, как животное знакомится, общается. Через взаимодействие с домашними животными у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать состояние окружающих, т. е. эмпатия, качество, необходимое для успешного общения. Анималотерапевтический метод расширяет сенсорный опыт ребенка, развивает целостность восприятия, дает импульс фантазии и воображению.
Имеются интересные результаты психологических исследований о том, что дети, дома у которых есть животные, обладают более высоким уровнем развития памяти, мышления, внимания, речи, у них выше познавательная мотивация, лучше развиты пространственные представления, они успешнее справляются с заданиями на установление причинно-следственных связей, лучше обобщают и выделяют специфические свойства предметов и явлений.