По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2010-02

Влияние анималотерапии на психоневрологический статус детей с патологией развития (от 6 до 12 лет)

Рязанцева Наталья Михайловна старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и психолингвистики ФГБОУ ВО Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: nataly-ruz@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2232-3500
Мензул Елена Владимировна заведующая кафедрой педагогики, психологии и психолингвистики, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: lenamenzul@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-4942-1944
Фомичев Данил Сергеевич ординатор кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии ФГБОУ ВО Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: new_dan40@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5486-9823

В настоящее время все чаще встает вопрос о новых немедикаментозных средствах помощи детям, к ним относится и анималотерапия, которая задействует собственные резервы человека. Метод анималотерапии оказывает эффективное влияние на положительную динамику в изменении психоневрологического статуса и высших психических функций детей с патологией развития. Использование анималотерапевтического метода в психокоррекции детей с патологией от 6 до 12 лет является наиболее актуальным и достаточно эффективным.

Литература:

1. Анцупова И. И. Анималотерапия. Вокруг света. 2006; 12.

2. Лютова Е. К. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства) / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. — Санкт-Петербург: Речь: Сфера. 2001: 176 с.

3. Осипова А. А. Диагностика и коррекция внимания / А. А. Осипова, Л. И. Малашинская. — Москва: Сфера. 2001: 104 с.

1. Antsupova I. I. Animal therapy /I. I. Antsupova //Around the World, Moscow. — No. 12. 2006. (In Rus.).

2. Lyutova E. K. Training of communication with a child (early childhood) /E. K. Lyutova, G. B. Monina. — SPb.: Publishing house «Rech», «TC Sphere», 2001; 176 p. (In Rus.).

3. Osipova A. A. Diagnostics and correction of attention /A. A. Osipova, L. I. Malashinskaya. — M., TC «Sphere», 2001; 104 p. (In Rus.).

В работе с детьми анималотерапия тесно связана с эффективными методами психокоррекции, такими как сказкотерапия, куклотерапия, игротерапия, арттерапия, телесно-ориентированные методы и др. Анималотерапия имеет широкий спектр инструментария — это символы животных, их образы, рисунки с ними, животные — сказочные герои, животные-игрушки и настоящие животные, общение с которыми безопасно.

Задача анималотерапии — раскрыть дополнительные возможности в поведении и личности взрослых и детей, обогатить их социально адаптированный поведенческий репертуар через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют максимально приспособиться к условиям жизни, находиться в сбалансированном взаимодействии с окружающими. Наблюдение за животными и взаимодействие с ними положительно сказываются на развитии интеллектуальных способностей ребенка, необходимых для успешной адаптации в социуме. Получая знания через общение с реальными животными, ребенок учится обобщать, сопоставлять и сравнивать, анализировать и синтезировать. Результаты чувственного опыта перерастают в суждения и абстрактные представления, формируя через познавательный интерес и любознательность не только мышление, но и основы мировоззрения ребенка.

В анималотерапии предпочтение отдается «социализированным» домашним животным: лошадям, кроликам, кошкам, собакам, хомячкам, свинкам, — всем тем, кто научился «прилично себя вести» в человеческом обществе. При выборе животного необходимо изучить его индивидуально-психологические особенности, привычки в «быту» и на природе, выяснить условия воспитания, посмотреть, как животное знакомится, общается. Через взаимодействие с домашними животными у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать состояние окружающих, т. е. эмпатия, качество, необходимое для успешного общения. Анималотерапевтический метод расширяет сенсорный опыт ребенка, развивает целостность восприятия, дает импульс фантазии и воображению.

Имеются интересные результаты психологических исследований о том, что дети, дома у которых есть животные, обладают более высоким уровнем развития памяти, мышления, внимания, речи, у них выше познавательная мотивация, лучше развиты пространственные представления, они успешнее справляются с заданиями на установление причинно-следственных связей, лучше обобщают и выделяют специфические свойства предметов и явлений.

Для Цитирования:
Рязанцева Наталья Михайловна, Мензул Елена Владимировна, Фомичев Данил Сергеевич, Влияние анималотерапии на психоневрологический статус детей с патологией развития (от 6 до 12 лет). Медсестра. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: