По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 304.4

Власть как феномен культуры: специфика функциональных проявлений

Флиер Андрей Яковлевич главный научный сотрудник Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, доктор философских наук, профессор Россия, 129366, Москва, ул. Космонавтов, д. 2, e-mail: andrey.flier@yandex.ru

В статье осмысливается феномен власти, показано, что власть является феноменом культуры и сохраняет все особенности культуры определенного народа и определенного периода развития. Автор доказывает, что у культуры и власти есть общая функция — социальное упорядочивание жизни общества, выстраивание вертикальных иерархических моделей, символизация этих процессов.

Литература:

1. Антропология власти. Т. 1. Власть в антропологическом дискурсе. — СПб.: Изд. СПбГУ, 2006. — 493 с.

2. Бочаров В.В. Истоки власти // Антропология власти. Т. 1. Власть в антропологическом дискурсе. — СПб.: Изд. СПбГУ, 2006. — С. 14–48.

3. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», Институт востоковедения Академии наук СССР, 1979. — 368 с.

4. Демократия: государство и общество: Учебное пособие. — М.: Ин-т педагогических систем, 1995. — 302 с.

5. Демократия / Под ред. С.В. Сироткина. — М.: Звенья, 2001. — 126 с.

6. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: Петроглиф, 2009. — 352 с.

7. Илюшечкин В.П. Теория стадийного развития общества. — М.: Восточная литература, 1996. — 406 с.

8. Крадин Н.Н. Вождество: современное состояние и проблемы изучения // Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. — М.: Восточная литература, 1995. — С. 11–61.

9. Лем Ст. Философия случая. — М.: АСТ, 2005. — 768 с.

10. Ролз Дж. Теория справедливости. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1995. — 532 с.

11. Табель о рангах Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: https://forma-odezhda.ru/encyclopedia/tabel-o-rangah-rossijskoj-federacii/.

12. Тинберген Н. Социальное поведение животных. — М.: Мир, 1993. — 152 с.

13. Трубецков Д.И., Мчедлова Е.С., Красичников Л.В. Введение в теорию самоорганизации открытых систем. — 2-е изд. — М.: Физматлит, 2005. — 212 с.

Вопрос о сходстве политической власти и культуры уже успешно исследовался специалистами (cм., например, [1]). Речь идет, конечно, не о тождестве обоих феноменов, а только о похожести некоторых их социальных функций, в частности, об определенном сходстве идеологических задач власти и культурной идеологии [2, с. 14–48]. Разумеется, под культурной идеологией имеется в виду не политическая идея, отражающая практические интересы власти, а ценностная иерархизация мира в сознании каждого человека, что также можно считать его общекультурной идеологией. Сходство заключается в стремлении к упорядочиванию мира и представлений о мире, что свойственно как власти, так и культуре. Разумеется, у этого стремления власти и культуры к порядку наблюдается разная мотивация.

Власть стремится упорядочить социальную реальность прагматически и осознанно, поскольку упорядоченной и структурированной реальностью проще управлять. Порядок всегда удобнее хаоса, и управление им более эффективно и системно. Упорядочение и социальное структурирование человечества начинались в глубокой древности и в стихийном режиме. Представляется, что сначала сложились протоэтносы — племена.

В них уже появились первые структуры власти — вождества (чифдомы) [8, с. 11–61]. Затем в неолите началось разделение людей на профессии (отрасли деятельности), потом появились города, государства, сословия, конфессии, а в них цари, жрецы, чиновники, воины. Стихийная самоорганизация человеческих общин все больше трансформировалась в управляемую.

И роль власти как инструмента управления последовательно повышалась.

Политическая власть — это одно из самых ранних социальных изобретений человечества, рожденное в интересах его практической самоорганизации.

Стремление же культуры к упорядочиванию социальной организации и представлений людей о мире всегда было стихийно и связано с общей тенденцией природы к упорядочиванию материи. Это имеет место и в косной материи, которая самоорганизовывается в какие-то определенные структуры (например, в кристаллические решетки), и тем более подобная тенденция свойственна живой материи, которая самоорганизовывается в самодостаточные организмы, живущие обособленной жизнью. Почему? Упорядоченные формы оказываются более устойчивыми в своем существовании к воздействию внешней среды, чем хаотичные. Такая же самоорганизация имеет место в коллективном существовании биологических популяций (стад, стай, косяков, роев и т.п.). В них, как правило, есть вожак, дающий указания, есть его клевреты, применяющие силу для исполнения указаний вожака, и есть вся остальная популяция, делящаяся на половые и возрастные группы, различающиеся своими функциями и социальными ролями [6]. Конечно, здесь приведен пример организационной структуры популяции высших животных (обезьян); у более низких таксонов она более примитивна, но какая-то организация есть и у них.

Для Цитирования:
Флиер Андрей Яковлевич, Власть как феномен культуры: специфика функциональных проявлений. Ученый совет. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: