По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 930.85

Владимиро-Суздальское княжество в формировании основ российской политической культуры

Кузнецов Андрей Александрович. ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (Национальный исследовательский университет)». Россия, 603950, Нижний Новгород, просп. Гагарина, 23, e-mail: nalbuz@mail.ru

Статья посвящена выявлению начал и основных ценностей российского универсума в истории Владимиро-Суздальского княжества. Автором исследуется зарождение культа Богородицы в правление Андрея Боголюбского, рассматривается формирование ядра городской культуры в Северо-Восточной Руси XII–XIII вв., обращается внимание на то, что сюжет о граде Китеже связан с историей Владимиро-Суздальского княжества.

Литература:

1. Горский А.А. Средневековая Русь. О чём говорят источники. — М.: Ломоносовъ, 2016. — 216 с.

2. Кузнецов А.А. Политическая история Северо-Восточной Руси 1211–1218  гг.: источниковедческий аспект // RUTHENICA. — Т. VIII. — Киев, 2009. — С. 66–96.

3. Кузнецов А.А. Особенности политического развития Владимирского княжества в 1211–1238 гг. // Центр и периферия. — 2010. — № 4. — С. 22–31.

4. Кучкин В.А. Волго-Окское междуречье и Нижний Новгород в средние века. — Нижний Новгород: «Кварц», 2011. — 272 с.

5. Кузнецов А. А. К изучению летописных дат основания Владимира-на-Клязьме // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. — 2011. — № 1. — С. 3–14.

6. Кузнецов А.А. Летописная полемика о числе куполов Успенского собора // Вестник Удмуртского университета. — 2010. — Серия 5: История и филология. Выпуск 1. — С. 13–23.

7. Карамзин Н.М. История государства Российского в 12-ти томах. Т. II — III. — М.: Наука,1991. — 832 с.

8. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. — М.: Наука, 1991. — 112 с.

9. Лаврентьевская летопись// Полное собрание русских летописей. Т. I. — М.: Языки русской культуры, 1997. — 496 с.

10. Ипатьевская летопись  // Полное собрание русских летописей. Т.  II.  — М.: Языки русской культуры, 1998. — 605 с.

11. Борисов Н.С. Иван III. — М.: «Молодая гвардия», 2006. — 644 с.

12. Пудалов Б.М. Начальный период истории древнейших русских городов Среднего Поволжья (XII–первая треть XIII в.). — Нижний Новгород: Комитет по делам архивов Администрации Губернатора Нижегородской области, 2003. — 216 с.

13. Кузнецов А.А. Новгородская политика владимирских князей в  1220-е гг.  // Новгородский исторический сборник: сб. научн. тр. — Вып. 15 (25). — Великий Новгород, 2015. — С. 65–87.

14. Матузова В.И., Назарова Е.Л. Крестоносцы и Русь. Конец XII–1270 г. Тексты, перевод, комментарий. — М.: Индрик, 2002.

15. Новгородская первая летопись старшего и  младшего изводов  // Полное собрание русских летописей. Т. III. — М.: Языки русской культуры, 2000. — 720 с.

16. Шаскольский И.П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII–XIII вв. — Л.: Наука, 1978. — 245 с.

17. Путь к граду Китежу: Князь Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. — 320 с.

18. Карлсон И. Поиски Руси невидимой. Китежская легенда в русской культуре 1843–1940. — Göteborg: University of Gotthenburg, 2011. — 392 p.

Статья поступила 10.01.2017 г.

Владимиро(Ростово)-Суздальское княжество (Северо-Восточная Русь) считается началом начал или самым важным звеном истории из прошлого Древней Руси (в исторической науке под Древней Русью понимаются политические образования Восточной Европы с IX в. до 1238 г.).

И это при том, что было доказано, что «перенос номинальной столицы всей Руси с юга, из Киева, на северо-восток во Владимир имел место… не в середине — второй половине XII века…, а в середине — второй половине XIII века» [1. С. 79–95].

Приведён ряд фактов, которые позволяют усомниться в тезисах, согласно которым в Северо-Восточной Руси зародилась традиция сильной княжеской власти или, наоборот, были заложены основы сословно-представительной монархии [2; 3].

Эти аргументы противоречат устоявшимся концептам средневековых книжников, согласно которым в общественном сознании России сильная власть владимирских князей с потенциалом единодержавного развития стала своеобразным культурно-политическим «редуктором» между Киевом и Москвой. Эта сторона противоречия обусловила то, что данный историографический стереотип оказался реальностью и определил связь прошлого с настоящим. Сформировавшаяся «реальность» проявилась, например, в том, что из всех деятелей Древней Руси 17 наибольшее число светских памятников в России воплощает Рюриковичей из Ростово(Владимиро)-Суздальского княжества: Юрий Долгорукий, Александр Невский, Георгий (Юрий) Всеволодович; с 2011 г. на повестке дня стоит вопрос о сооружении во Владимире монумента Андрею Боголюбскому. Только князь Владимир Святой (980–1015) в последние 2 года популярностью среди скульпторов затмил своих потомков. Но установленный в 2007 г. во Владимире-на-Клязьме монумент, где главной фигурой является Владимир Святой, тоже знаменует собой политическую преемственность между Киевом — через Владимир и Москвой.

Опыт научного исторического исследования показывает, что только волей исторических обстоятельств и случайностей, помноженных на человеческий фактор, в Северо-Восточной Руси сложился территориальный очаг развития Российской государственности, утвердилась династия, ведшая народ и страну до конца XVI в. через испытания и вызовы времени. На этой территории из малых городов — Москва, Тверь, Нижний Новгород, Ярославль — выросли центры крупных современных областей России. Один из этих городов стал столицей.

Для Цитирования:
Кузнецов Андрей Александрович., Владимиро-Суздальское княжество в формировании основ российской политической культуры. Вопросы культурологии. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: