По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.101.5, JEL classification J24

Владение информационными технологиями как конкурентное преимущество на рынке труда*

Стукен Татьяна Юрьевна д-р экон. наук, доцент, декан факультета экономики, психологии, менеджмента, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 644077, Россия, г. Омск, просп. Мира, д. 55а
Лапина Татьяна Александровна канд. экон. наук, доцент кафедры региональной экономики и управления человеческими ресурсами, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 644077, Россия, г. Омск, просп. Мира, д. 55а

Владение цифровыми технологиями рассматривается как важное конкурентное преимущество на рынке труда. В исследовании анализируется отдача от владения цифровыми технологиями на российском рынке труда на репрезентативных для РФ данных. Показано, что при прочих равных условиях работники, являющиеся специалистами в области информационно-коммуникационных технологий, а также использующие интернет на рабочем месте, имеют более высокую заработную плату. Полученные результаты показывают, с одной стороны, привлекательность для работников (особенно молодежи) рабочих мест, требующих использования цифровых технологий, а с другой — представляют распространенные решения в области HR-менеджмента, направленные на привлечение и удержание персонала.

Литература:

1. Бульпито А. Цифровые навыки и компетенция, цифровое и онлайн-обучение. Европейский фонд образования.— Турин, 2019. — 84 с. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.etf.europa.eu/sites/default/files/2019-08/dsc_and_dol_ru_0.pdf.

2. Волгин А. Д., Гимпельсон В. Е. Спрос на навыки: анализ на основе онлайн-данных о вакансиях: препринт WP3/2021/05. Серия WP3: Проблемы рынка труда. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. — 34с. [Электронный ресурс]. — URL: https:// wp.hse.ru/data/2021/05/19/1434910398/ WP3_2021_05________.pdf.

3. Рязанцева М. В. Развитие цифровых компетенций как источник роста производительности труда // Экономика. Налоги. Право. — 2019. — № 12 (6). — С.77–85. DOI: 10.26794/1999-849X2019-12-6-77-85.

4. Brynjolfsson E., Rock D., SyversonC. Artificial intelligence and the modern productivity paradox: a clash of expectations and statistics: Working Paper № 24001. — National bureau of economic research, 2017. — 46 p. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.nber.org/system/files/working_papers/w24001/w24001.pdf.

5. Strategies to address the digital skills gap in the EU. Huawei Technologies Co., 2022. — 53 p. [Электронный ресурс].— URL: https://www.europeandigitalskills.eu/ sites/TDSG/uploads/files/white-paper-eu-digital-skills-gap.pdf.

6. Цифровая экономика: глобальные тренды и практика российского бизнеса: доклад НИУ ВШЭ / Отв. ред. Д. С. Медовников. — М.: НИУ ВШЭ, 2018.— 181 с. [Электронный ресурс]. — URL: https://imi.hse.ru/pr2017_1.

7. Индикаторы цифровой экономики: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К.О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др. — М.: НИУ ВШЭ, 2023. — 332 с. [Электронный ресурс]. — URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/780810055.pdf.

8. Falck O. A., Heimisch S. Wiederhold. Returns to ICT Skills: OECD Education Working Papers. — Paris: OECD Publishing, 2016. — Nо. 134 [Электронный ресурс]. — URL: http://dx.doi.org/10.1787/5jlzfl2p5rzqen.

9. Hudomiet P., Willis R. J. Computerization, obsolescence, and the length of working life: Working Paper 28701. National bureau of economic research: 2021 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.nber.org/system/files/working_papers/ w28701/w28701.pdf.

10. Бобков В.Н., Одинцова Е.В., Шичкин И.А. Профессионально-квалификационные навыки использования информационно-коммуникационных технологий на доходы от занятости: поколенная дифференциация // Российский экономический журнал. — 2022. — № 4. — С.93–113 [Электронный ресурс].— URL: https://doi.org/10.33983/0130-9757-2022-4-93-113.

11. Лукьянова А. Цифровизация и гендерный разрыв в оплате труда // Экономическая политика. — 2021. — Т.16.— № 2. — С. 88–117.

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-20336 [Электронный ресурс]. — URL: https://rscf.ru/project/22-28-20336/.

Цифровизация экономики предъявляет возрастающий спрос на цифровые компетенции как «способность использовать знания, умения, личные, социальные и (или) методологические способности в ситуациях работы или учебы, а также в профессиональном и личностном развитии», «способность уверенно, критически осмысленно и ответственно применять эти цифровые навыки (знания и установки) в определенном контексте» [1, с. 29].

Главным фактором роста спроса на цифровые навыки в настоящее время является цифровизация массовых традиционных, а не появление новых высокотехнологичных профессий. Уже сегодня 27,9% всех вакансий на российском рынке труда содержат требования к владению общими компьютерными навыками, а 30,3% — к специализированным компьютерным навыкам [2, с. 13].

Учитывая масштаб цифровизации, в научных работах, посвященных анализу спроса на цифровые навыки, большое внимание уделяется их структуре и содержанию [1, c. 29–33; 3, с. 80, 81], влиянию на экономический рост и производительность труда [4]. При этом отмечается, что часть населения не имеет цифровых навыков, соответствующих современным требованиям. Так, например, в странах Евросоюза 37 %, а в США 30,1 % работников испытывают недостаток в элементарных цифровых навыках (основы компьютерных технологий, работы онлайн, обработка текста, работа с электронными таблицами) [1, с. 32; 5, c. 17].

Имеющиеся данные свидетельствуют и о том, что существует значительный межпоколенный разрыв во владении цифровыми навыками и неудовлетворенный спрос компаний на базовые цифровые навыки персонала [6, c. 17–19]. Так, среди российского населения в возрасте от 15 до 24 лет отправить письмо по электронной почте с вложенным файлом может 82,1 % представителей этой возрастной группы, а в возрасте 55–64 года — только 69,5. По работе с текстовым редактором эти значения составляют 68,2 и 26,0%, а при работе с электронными таблицами — 45,0 и 11,7% соответственно [7, с. 170]. Помимо базового уровня владения цифровыми компетенциями, принято выделять специальные цифровые компетенции для конкретных профессий и цифровые компетенции для специалистов в области информационно-коммуникационных технологий [1, c. 29].

Для Цитирования:
Стукен Татьяна Юрьевна, Лапина Татьяна Александровна, Владение информационными технологиями как конкурентное преимущество на рынке труда*. Кадровик. 2023;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: