В 2019 г. медико-профилактическому факультету Воронежского государственного медицинского университета имени Н. Н. Бурденко исполняется 15 лет. Много это или мало? Учитывая тот факт, что зачатки профилактической медицины, элементарные санитарные мероприятия появились уже в глубокой древности, безусловно, этот юбилей всего лишь крупица в истории развития санитарно-эпидемиологической службы. Но если посмотреть на эту дату с точки зрения того, насколько санитарно-эпидемиологическая служба области пополнилась квалифицированными специалистами, то это значимая дата, которая определяет и дальнейшую необходимость поиска возможных новых направлений повышения качества и результативности не только теоретической, но и практической подготовки.
История человечества — это и история борьбы с инфекциями. С течением времени знания людей о природных явлениях, о физиологии человека и ее взаимосвязи с окружающей средой углублялись, расширялся спектр мероприятий, связанных с общественной санитарией, осуществлялись первые практические шаги в области здравоохранения, появлялись теоретические разработки ученых, во многих странах предпринимались попытки создания законодательных норм, обосновывающих и юридически закрепляющих принципы эпидемиологической безопасности.
Более 80 лет проводится подготовка врачей-гигиенистов и эпидемиологов на специализированных факультетах, необходимость которых была продиктована развитием государственной санитарно-эпидемиологической службы России.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 23.06.1930 «О реорганизации высших учебных заведений, техникумов и рабочих факультетов» впервые в истории мирового медицинского образования были организованы санитарно-гигиенические факультеты, впоследствии переименованные в медико-профилактические.
Перед факультетами были поставлены задачи по подготовке санитарных врачей (гигиенистов и эпидемиологов) и развитию профилактического направления в здравоохранении. При этом в указанном постановлении особо подчеркивалось, что «студенты санитарно-гигиенического факультета должны овладеть врачебным мышлением, методикой исследования внешней среды, пониманием этиологии и патогенеза заболеваний и вытекающей отсюда профилактики и мер борьбы с ними».