…Одно из главных орудий, которыми человек пользуется в своей борьбе за существование на всей поверхности Земли, есть одежда…
(М. Петтенкофер)
Трудно переоценить роль одежды в нашей жизни. Известно, что ее прообраз появился на заре человечества. В Библии, Ветхом Завете в описании грехопадения наших прародителей сказано: «И открылись глаза у них обоих и узнали они, что наги. И сшили фиговые листья, и сделали себе опоясания…»
Возникнув вначале для обеспечения элементарных потребностей организма в тепле, защите от зноя и осадков, с эпохи Ренессанса одежда стала выразителем нравов общества, данью моды и культа. Однако даже при всех перипетиях своей истории значительными и все возрастающими признаками ее пригодности для нужд человека являются ее гигиенические свойства. Жизненно они важны в неблагоприятных и экстремальных условиях, многие из которых связаны как с воинской службой, так и с военным временем. Поэтому особенное развитие учения об одежде сыграло «государево служилое платье», т.е. одежда (к нему часто выдавалась и обувь), в которой несли царскую службу солдаты и офицеры, позднее именуемая вещевым довольствием и военным обмундированием.
В течение XVII в. европейские армии, военнослужащие которых до этого одевались «кому как понравится» и «на сколько денег хватит», постепенно переходили к единообразию в обмундировании, что также значительно облегчало в сумятице сражений распознавание «своих» и «чужих». В Российском государстве еще в XVI в. стрельцы носили единообразную одежду, различавшуюся по полкам только цветом и отделкой.
Рост потребности армии в обмундировании вызвали развитие мануфактурного, кожевенного, красильного производства и улучшение качества сукна и воинской экипировки. Не в стороне от этого стояла зарождающаяся отечественная военная гигиена.
Профессор Московского Императорского университета Матвей Яковлевич Мудров в актовой речи, произнесенной на торжественном собрании 3 июня 1809 г. «Слово о пользе и предметах военной гигиены или науки сохранять здравие военнослужащих» сказал: «Платье солдата вообще должно быть просторно, галстук и подвязки не туги. В противном случае его руки будут не проворно действовать, голова болеть, ноги неметь и затекать. Для обуви довольно, есть ли он будет иметь в запасе лишние онучки для перемены других, смокших от пота и мокроты. Сие простое средство предохранит его от простуд, горячек, поносов и ознобов…» [1].