Прошлое представляет интерес для культуры только тогда, когда оно по-прежнему является настоящим или может ещё стать будущим
Эдуард Сепир (1884–1939)
Принимая известное положение о том, что музейная практика может служить важным инструментом сближения культур и социального примирения, считаю необходимым внести в него некоторые уточнения. Музей становится эффективным институтом социальных преобразований лишь при определенных условиях и только в том случае, если к двум существующим принципам музейно-коммеморативной деятельности — охранительно-меморативному и социально-просветительскому, добавить третий — креативно-коммуникативный. Модель креативно-коммуникативной стратегии позволяет музею (не отказываясь от двух других принципов) сконструировать новое интерактивное пространство, наполнить его актуальными сообщениями, историями, событиями, персонажами, драматургией, сценическими образами, символическими практиками и пр. Это означает привести музейные экспонаты в визуально-коммуникативное движение — включить артефакты в живой диалог с визитерами музея в контексте широкого экранного (выставочного) взаимодействия традиций и инноваций, прошлого и современного, национального и общечеловеческого.
Музей следует рассматривать, прежде всего, как культурную реальность, в пространстве которой собираются в определенную меморативно-заданную визуальную композицию репрезентативные артефакты культуры. Это композиция выстраивается в некий текст, коллекцию историй, событий, портретов, и служит способом публичной демонстрации и ретрансляции социально-значимых посланий.
Социальная миссия музеев определяется двумя функциями охранительно-меморативной и креативно-преобразующей.
• Охранительно-меморативная функция направляет музейную практику на сохранении (увековечивание) лучших образцов наследия и ретрансляцию поучительно опыта пережитого (прошлого). Здесь музейная практика как бы удерживает время, унаследует культуру, предостерегает от повторения ошибок прошлого (войн), извлекает уроки истории, с целью их передачи следующим поколениям.