По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 069.1

Визуализация памяти и культуры мира в современных музейных практиках: самаркандский контекст

Владимир Иванович Ионесов ФГБОУ ВО «Самарский государственный институт культуры», Россия, 443010, г. Самара, ул. Фрунзе, д. 167, E-mail: acdis@mail.ru, ORCID: 0000-0002-6175-5904

Вопрос о музеях напрямую связан с переосмыслением места и роли культуры в современном обществе, в переквалификации традиционных представлений о традициях и наследии, преемственности и нововведениях. При сохранении в современной музейной деятельности всё еще традиционного понимания визуализации памяти как зеркальной фиксации и репрезентации прошлого, сегодня очевиден переход к новой расширительной (культурологической) трактовке экранизации наследия как креативного опыта и культурной практики. Возникает необходимость обращения к культурологическим возможностям визуализации памяти, которые существенно раздвигают границы музеефикации наследия и конституируют данный процесс как область творчества и коммуникативно насыщенную культурную практику. При этом, всё более значимым, представляется национально-культурный контекст музейного проектирования, который воздействует на оптимальный выбор и продвижение наиболее эффективных визуально-коммеморативных репрезентаций. Мое предложение разворачивается главным образом в сфере культурологического понимания музейной деятельности, которая предстает как культурная практика и стратегия перемен. Я исхожу из того, что эффективность того или иного социального института, (включая музейно-выставочные организации) зависит от степени его культурной завершенности (спецификации), то есть полноты переработки и освоения доступных ему культурных ценностей и коммуникативных практик. В связи с этим, я смею утверждать, что не культура сама по себе нуждается в нашей поддержке, а мы нуждаемся в поддержке со стороны культуры.

Литература:

1. Бодрийяр Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту. — Екатеринбург: У-ФАКТОРИЯ, 2006. — 200 с.

2. Брабандер Л. Забытая сторона перемен. Искусство создания инноваций. — М.: Протекст, 2010. — 203 с.

3. Ионесов, В.И. Вещи в пространстве культуры: предметы, меняющие мир // Креативная экономика и социальные инновации. — 2012. — Т. 2. — № 2 (3). — С. 75–94

4. Ионесов В.И. Артефакты креативности как знаки меморализации культуры: вещи, ставшие наследием // Креативная экономика и социальные инновации. — 2015. — Т. 5. — № 2 (11). — С. 28–33

5. Ионесов А.И., Ионесов В.И. Малая энциклопедия зарубежной Самаркандианы: Культура, объединяющая мир / Самаркандский общественный Музей мира и солидарности; Самарское культурологическое общество «Артефакт — культурное разнообразие»; Самарская государственная академия культуры и искусств. — Самара-Самарканд: ООО «Изд-во ВЕК # 21», 2014. — 483 с.

6. Ионесов А.И., Ионесов В.И. Музей, как миротворчество: cпособны ли артефакты культуры нас примирить? // Вестник Челябинского государственного университета. — 2015. — № 19 (374). — С. 75–81.

7. Ионесов В.И., Куруленко Э.А. Культура как миротворчество и социальное подвижничество: региональные проектные практики // Культурологический журнал, 1-2013

8. Михелькевич В.Н. Вместо введения. Партнерство между городами как культура, не знающая границ, кладезь знания и источник вдохновения // Наследие и современность в диалоге культур от Волги до Зеравшана: Самара и Самарканд. Материалы международной научной конференции. 2017. — Самара: ООО «СамЛюксПринт», 2017. — С. 26–33

9. Рапай К. Культурный код: как мы живем, что покупаем и почему. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 168 с.

10. Саймон, Н. Партиципаторный музей. — М.: Ад Маргинем Пресс (Garage Pro), 2017. — 368 с.

11. Сонтаг С. Смотрим на чужие страдания. — М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2014. — 96 с.

12. Триандис Гарри К. Культура и социальное поведение. — М.: Форум, 2007. — 382 с.

13. Художественные парадигмы в эпоху социальной турбулентности. Междунар. науч.-практ. форум. Материалы Междунар. науч.-практ. форума: в 2 т. (Самара, 2017/2018) / СГИК; под ред. В.И. Ионесова. — Самара: СГИК; М.: ООО «Издательство «Согласие», 2019.

14. Фирдоуси. Шахнаме. Том 1. От начала поэмы до сказания о Сохрабе / Литературные памятники. Издание подготовили Ц.Б. Бану, А. Лахути, А.А. Стариков. — М.: Изд-во Академии наук СССР. 1957. — 698 с. (с. 9).

15. Shiva Vandana. 2013. Making Peace with the Earth. — Chicago: Pluto Press. — 288 p.

1. Bodriyyar ZH. Paroli. Ot fragmenta k fragmentu. — Yekaterinburg: U-FAKTORIYA, 2006. — 200 s.

2. Brabander L. Zabytaya storona peremen. Iskusstvo sozdaniya innovatsiy. — M.: Protekst, 2010. — 203 s.

3. Ionesov, V.I. Veshchi v prostranstve kul’tury: predmety, menyayushchiye mir // Kreativnaya ekonomika i sotsial’nyye innovatsii. — 2012. — T. 2. — № 2 (3). — S. 75–94

4. Ionesov V.I. Artefakty kreativnosti kak znaki memoralizatsii kul’tury: veshchi, stavshiye naslediyem // Kreativnaya ekonomika i sotsial’nyye innovatsii. — 2015. — T. 5. — № 2 (11). — S. 28–33

5. Ionesov A.I., Ionesov V.I. Malaya entsiklopediya zarubezhnoy Samarkandiany: Kul’tura, ob»yedinyayushchaya mir / Samarkandskiy obshchestvennyy Muzey mira i solidarnosti; Samarskoye kul’turologicheskoye obshchestvo «Artefakt — kul’turnoye raznoobraziye»; Samarskaya gosudarstvennaya akademiya kul’tury i iskusstv. — Samara-Samarkand: OOO «Izd-vo VEK # 21», 2014. — 483 s.

6. Ionesov A.I., Ionesov V.I. Muzey, kak mirotvorchestvo: cposobny li artefakty kul’tury nas primirit’? // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2015. — № 19 (374). — S. 75–81.

7. Ionesov V.I., Kurulenko E.A. Kul’tura kak mirotvorchestvo i sotsial’noye podvizhnichestvo: regional’nyye proyektnyye praktiki // Kul’turologicheskiy zhurnal, 1-2013

8. Mikhel’kevich V.N. Vmesto vvedeniya. Partnerstvo mezhdu gorodami kak kul’tura, ne znayushchaya granits, kladez’ znaniya i istochnik vdokhnoveniya // Naslediye i sovremennost’ v dialoge kul’tur ot Volgi do Zeravshana: Samara i Samarkand. Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. 2017. — Samara: OOO «SamLyuksPrint», 2017. — S. 26–33

9. Rapay K. Kul’turnyy kod: kak my zhivom, chto pokupayem i pochemu. — M.: Al’pina Pablisher, 2015. — 168 s.

10. Saymon, N. Partitsipatornyy muzey. — M.: Ad Marginem Press (Garage Pro), 2017. — 368 s.

11. Sontag S. Smotrim na chuzhiye stradaniya. — M.: OOO «Ad Marginem Press», 2014. — 96 s.

12. Triandis Garri K. Kul’tura i sotsial’noye povedeniye. — M.: Forum, 2007. — 382 s.

13. Khudozhestvennyye paradigmy v epokhu sotsial’noy turbulentnosti. Mezhdunar. nauch.prakt. forum. Materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. foruma: v 2 t. (Samara, 2017/2018) / SGIK; pod red. V.I. Ionesova. — Samara: SGIK; M.: OOO «Izdatel’stvo «Soglasiye», 2019.

14. Firdousi. Shakhname. Tom 1. Ot nachala poemy do skazaniya o Sokhrabe / Literaturnyye pamyatniki. Izdaniye podgotovili TS.B. Banu, A. Lakhuti, A.A. Starikov. — M.: Izd-vo Akademii nauk SSSR. 1957. — 698 s. (s. 9).

15. Shiva Vandana. 2013. Making Peace with the Earth. — Chicago: Pluto Press. — 288 p.

Прошлое представляет интерес для культуры только тогда, когда оно по-прежнему является настоящим или может ещё стать будущим

Эдуард Сепир (1884–1939)

Принимая известное положение о том, что музейная практика может служить важным инструментом сближения культур и социального примирения, считаю необходимым внести в него некоторые уточнения. Музей становится эффективным институтом социальных преобразований лишь при определенных условиях и только в том случае, если к двум существующим принципам музейно-коммеморативной деятельности — охранительно-меморативному и социально-просветительскому, добавить третий — креативно-коммуникативный. Модель креативно-коммуникативной стратегии позволяет музею (не отказываясь от двух других принципов) сконструировать новое интерактивное пространство, наполнить его актуальными сообщениями, историями, событиями, персонажами, драматургией, сценическими образами, символическими практиками и пр. Это означает привести музейные экспонаты в визуально-коммуникативное движение — включить артефакты в живой диалог с визитерами музея в контексте широкого экранного (выставочного) взаимодействия традиций и инноваций, прошлого и современного, национального и общечеловеческого.

Музей следует рассматривать, прежде всего, как культурную реальность, в пространстве которой собираются в определенную меморативно-заданную визуальную композицию репрезентативные артефакты культуры. Это композиция выстраивается в некий текст, коллекцию историй, событий, портретов, и служит способом публичной демонстрации и ретрансляции социально-значимых посланий.

Социальная миссия музеев определяется двумя функциями охранительно-меморативной и креативно-преобразующей.

• Охранительно-меморативная функция направляет музейную практику на сохранении (увековечивание) лучших образцов наследия и ретрансляцию поучительно опыта пережитого (прошлого). Здесь музейная практика как бы удерживает время, унаследует культуру, предостерегает от повторения ошибок прошлого (войн), извлекает уроки истории, с целью их передачи следующим поколениям.

Для Цитирования:
Владимир Иванович Ионесов, Визуализация памяти и культуры мира в современных музейных практиках: самаркандский контекст. Музей. 2023;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: