Виталий Товиевич, Вы – мэтр российского ТВ. Как изменилось, на ваш взгляд, российское телевещание в последние годы и в какую сторону? Не кажется ли Вам, что оно из информационно-просветительского становится дешево-развлекательным?
–Не могу согласиться с определением «мэтром телевидения» хотя бы потому, что я никогда не работал в штате на телевидении. Я скорее считаю себя газетным человеком. Да, я часто появляюсь на телевидении, веду свою программу уже 17 лет, но обычно совсем других людей называют мэтрами отечественного ТВ.
То, что происходит с нашим телевидением (да и не только с нашим, мы здесь идем в мировом тренде, как сейчас принято выражаться), для меня не является неожиданностью. Я согласен, что из информационно-просветительского оно становится дешево-развлекательным, но иногда и дорого-развлекательным, потому что есть передачи, производство которых стоит колоссальных денег, где много блеска, где активно демонстрируется роскошь. Сошлюсь на то, что уже в первом издании моего учебника «Как стать знаменитым журналистом», где несколько глав посвящено телевидению, вышедшей еще в 2004 г., я писал, что к тем функциям журналистики и СМИ, которые давно существовали, стремительно добавляется еще и развлекательная функция. А в последней редакции учебника я перенес развлекательную функцию СМИ в разряд главных.
То, что идет по каналам СМИ (а телевидение на данный момент в абсолютном большинстве стран, несмотря на развитие Сети, остается главным средством массовой информации), делится примерно в такой пропорции: 20 % журналистики, в том числе бульварной, остальное – продукция массовой культуры, призванная развлекать и захватить массовую аудиторию. А массовую аудиторию можно захватить либо смехом, либо, наоборот, насилием, агрессией, тем, чего человек боится в жизни, но с удовольствием наблюдает на экране. Эта тенденция только усиливается из-за конкуренции между телеканалами, телесетями, а сейчас и из-за конкуренции с Интернетом. Аудиторию надо удерживать и расширять, поэтому в журналистике развлечения все больше.