Стало общим местом утверждение, что в пореформенный период относительно низкие темпы роста экономики России обусловлены во многом неадекватным механизмом экономического регулирования и требуется перестройка прежде всего деятельности Центрального банка, который должен заниматься не только макроэкономической финансовой стабильностью, но и стимулированием банковской деятельности в целях кредитной поддержки экономического роста, диверсификации и модернизации национальной экономики (Бажан, 2017).
Вместе с тем, очевидно, следует задействовать также внешние факторы для вывода страны на устойчивую траекторию быстрого развития. В отношениях с Европой это означает если и не преодоление действующих до сих пор антироссийских санкций, то адаптацию к ним и постепенное наращивание вопреки санкциям российского экспорта, в том числе энергоносителей, а также увеличение импорта товаров, необходимых для решения актуальных экономических задач, стоящих перед российским обществом.
Внимание нашей внешней экономической политики, по моему мнению, целесообразно сосредоточить не только на устранении препон и реализацию в полной мере потенциала развития экономического сотрудничества со странами Западной Европы, но и на упрочнение взаимовыгодных экономических связей с ее центральной и восточной частью, то есть странами, некогда составлявшими с Россией (в социалистическую эпоху) единый экономический и политический блок. В особенности полезным для России может быть углубление экономического взаимодействия со странами Центральной Европы, составляющими так называемую Вишеградскую группу. Дело в том, что Польша, Венгрия, Чехия и Словакия показывают относительно неплохую динамику экономического развития в последнее десятилетие. На этой основе быстро расширяется и их внутренний рынок, что объективно увеличивает потребности в импорте капиталов, готовой продукции, сырья и энергоресурсов. Российский бизнес может извлечь пользу из этой ситуации, если сумеет использовать открывающиеся перспективы.