Дата поступления рукописи в редакцию: 20.03.2024.
Дата принятия рукописи в печать: 26.03.2024.
Date of receipt of the manuscript to the editorial office: 03/20/2024.
Date of acceptance of the manuscript for publication: 03/26/2024.
Хронический гепатит В (ХГВ) в настоящее время остается одной из основных проблем здравоохранения как в Российской Федерации, так и во всем мире.
Распространение ВГВ представляет собой распространённую проблему, требующую немедленных мер. Каждый год в мире регистрируются 1,5 миллиона новых случаев ВГВ [1]. Согласно информации ВОЗ, гепатит затрагивает примерно 2 миллиарда людей, что составляет почти треть всего населения Земли, при этом 90 % заражённых не получают диагностику и только 2 % получают соответствующее лечение [2].
Большинство случаев заражения ВГВ связаны с использованием заражённых инструментов (шприцы, иглы, зубоврачебные инструменты, медицинские приборы и т. д.), также имеются случаи передачи вируса через непроверенные препараты крови. Существуют также данные о «естественных» путях передачи вируса, таких как вертикальный (от матери к плоду), половой и другие способы заражения, связанные с повреждением кожи и слизистых. Особенно подвержены риску заражения пациенты на гемодиализе и определённые социальные группы такие, как гомосексуальные мужчины, наркоманы. К группе повышенного риска также относятся медицинские работники, имеющие контакт с кровью и её компонентами.
Инфицирование вирусом гепатита В (HBV) можно предотвратить с помощью вакцинации, а последствия хронического гепатита B (HBV) — цирроз, печёночная недостаточность и гепатоцеллюлярная карцинома (ГЦК) — с помощью противовирусной терапии. В 2016 году ВОЗ поставила цель снизить заболеваемость вирусным гепатитом на 90 %, а связанную с ним смертность на 65 % к 2030 году [3]. Это означает, что вакцинация и противовирусная терапия играют решающую роль в достижении этих целей, предотвращая новые случаи заражения и снижая тяжесть течения хронического гепатита B.