По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 141.1

Виртуальный социальный капитал: социально-онтологические особенности существования*

Леушкин Руслан Викторович ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный технический университет», Россия, 432027, Ульяновск, ул. Северный Венец, 32, корп. 4, E-mail: leushkinrv@mail.ru

В данной статье выявляется и описывается такое социально-онтологическое условие осуществления виртуальной социальной коммуникации, как виртуальный социальный капитал, раскрываются его основные характеристики.

Литература:

1. Социология социального пространства / П. Бурдье. — М.: Институт Бурдье П. экспериментальной социологии. — СПб.: Алетейя, 2005. Т. 1. — 288 с.

2. Перформативные глаголы как эксплицитное речевое сред- Вознесенская Ю.В. ство выражения конфликта в политической коммуникации (на материале немецкого языка) / Ю. В. Вознесенская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — Вып. № 101. — С. 135–139.

3. Философские аспекты формирования собственности на инфор- Латыпов И.А. мацию в виртуальных сообществах / И. А. Латыпов // Философия и общество. — 2009. — № 4(56). — С. 131–139.

4. Виртуальный социальный конструкт как социально-онтологи- Леушкин Р.В. ческое образование / Р. В. Леушкин // Вопросы культурологии. — 2015. — № 1. — С. 30–34.

5. Структурно-конструктивистский подход к пониманию вирту- Леушкин Р.В. альной социальной коммуникации / Р. В. Леушкин // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 5. [Электронный ресурс.] URL: http://www. science-education.ru/119–15167 Дата обращения: 03.11.2014 г.

6. Интернет-блоги официальных представителей власти как Максимович Д.С. инструмент реализации символического капитала власти и создания легитимирующих структур сознания / Д. С. Максимович, С. И. Самыгин // Вестник ЮРГТУ (НПИ). — 2010. — № 2. — С. 181–186.

7. Социальное пространство и социальное время в концепции Назарчук А.В. сетевого общества / А. В. Назарчук // Вопросы философии. — 2012. — № 9. — С. 56–66.

8. Перформативный характер современной коммуникации / Фортунатов А.Н. А. Н. Фортунатов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, серия «Социология. Психология. Философия». — 2009. — № 1. — С. 350–354.

9. The virtual social capital of online communities: media use and motivations Littau J. as predictors of online and offl ine engagement via six measures of community strength: A Dissertation for the degree of Ph.D / J. Littau; — Columbia: University of Missouri. 2009. — 196 p.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований: «Виртуальный социальный капитал: социально-онтологические особенности существования», проект № 15–33–01231

Статья поступила 02.07.2015 г.

В последнее время можно наблюдать бурное развитие различных форм виртуальной социальной коммуникации, таких как интернет-коммуникация, цифровая телекоммуникация, SMS-коммуникация. Все это связано со становлением и развитием виртуальных социально-коммуникативных систем, а также с формированием виртуального социального пространства и времени [4].

Под виртуальным социальным пространством понимается определенная онтологическая перспектива (существующая наряду с физическим и традиционным социальным пространством), образованная связями элементов (коммуниканты) электронных социально-коммуникативных систем и их отношениями. Данное пространство обусловливает и характеризует положение элементов этой системы, в силу чего является атрибутом электронной (или виртуальной) социально-коммуникативной системы и отражает ее специфику [5]. Возникновение его связано с тем, что «коммуникационная система, основанная на сетевых технологиях, способна радикально изменить морфологию общественных связей, основанных на традиционных иерархических взаимоотношениях» [7. С. 57]. Иначе говоря, «обычное» социальное пространство подвергается в виртуальной социально-коммуникативной системе серьезной трансформации и предстает здесь в другом виде. Образуется специфическая форма социального пространства, обладающая рядом черт, отвечающих особенностям ведущего вида коммуникации. Ввиду данного обстоятельства, оно так же как «обычное» социальное пространство структурируется и включает в себя ряд специфических подпространств. К данным подпространствам можно отнести поля, системы габитусов, структуры ресурсов (капиталов), то есть оно структурируется все же по аналогии с традиционным социальным пространством, так как и то и другое подчинено общим для всех типов коммуникативных систем инвариантам [5].

Для Цитирования:
Леушкин Руслан Викторович, Виртуальный социальный капитал: социально-онтологические особенности существования*. Вопросы культурологии. 2016;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: