* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований: «Виртуальный социальный капитал: социально-онтологические особенности существования», проект № 15–33–01231
Статья поступила 02.07.2015 г.
В последнее время можно наблюдать бурное развитие различных форм виртуальной социальной коммуникации, таких как интернет-коммуникация, цифровая телекоммуникация, SMS-коммуникация. Все это связано со становлением и развитием виртуальных социально-коммуникативных систем, а также с формированием виртуального социального пространства и времени [4].
Под виртуальным социальным пространством понимается определенная онтологическая перспектива (существующая наряду с физическим и традиционным социальным пространством), образованная связями элементов (коммуниканты) электронных социально-коммуникативных систем и их отношениями. Данное пространство обусловливает и характеризует положение элементов этой системы, в силу чего является атрибутом электронной (или виртуальной) социально-коммуникативной системы и отражает ее специфику [5]. Возникновение его связано с тем, что «коммуникационная система, основанная на сетевых технологиях, способна радикально изменить морфологию общественных связей, основанных на традиционных иерархических взаимоотношениях» [7. С. 57]. Иначе говоря, «обычное» социальное пространство подвергается в виртуальной социально-коммуникативной системе серьезной трансформации и предстает здесь в другом виде. Образуется специфическая форма социального пространства, обладающая рядом черт, отвечающих особенностям ведущего вида коммуникации. Ввиду данного обстоятельства, оно так же как «обычное» социальное пространство структурируется и включает в себя ряд специфических подпространств. К данным подпространствам можно отнести поля, системы габитусов, структуры ресурсов (капиталов), то есть оно структурируется все же по аналогии с традиционным социальным пространством, так как и то и другое подчинено общим для всех типов коммуникативных систем инвариантам [5].